• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • Письмо Успенского Рыбакову С. Г. 8 июня 1889 г .

    263

    С. Г. РЫБАКОВУ

    Чудово, 8 июня <18>89 г.

    Милостивый государь
    Сергей Гаврилович!

    Из письма Вашего я узнал, что Вы и некоторые из Ваших товарищей и случайных знакомых, изучая мои сочинения, пришли к прискорбному выводу, что я как будто бы "проповедую шествие назад, к прежнему мраку, невежеству, грозящему остановкой цивилизации". Оказывается, что такое мнение о моей литературной деятельности имеют даже такие люди, которые пока еще держатся мнения о полезности и необходимости благ культуры во всем их объеме для народа.

    На такие недобрые о моих лит <ературных> работах мысли навело Вас только одно место, именно цитата из Л. Н. Толстого, т. е. пять-шесть строк, принадлежащих не мне. Не только объяснение этой цитаты с моей точки зрения, которое тотчас же за сим следует, Вы не приняли во внимание, но не обратили внимания и на смысл всей главы, в которой находятся не одна, а две цитаты из Толстого. Не обратив на все это внимания, Вы, приводя цитату чужих слов, прямо переходите к обвинению меня и пишете: "Уже этой цитаты" и т. д. вплоть до упрека и подозрения в распростр <анении>- невежества и т. д. Что бы Вы сказали, если бы и я, не обратив внимания на то, что побудило Вас написать мне письмо, ограничился бы тоже только цитатой Толстого, которая находится в Вашем письме, и ответил бы Вам, что в Вашем письме есть одно место, которое и т. д. Затем привел бы эти строки Толстого и тотчас же продолжал бы как у Вас: "Уже приведение этой цитаты" и т. д. Вы поступили со мной именно так.

    Вся глава, в которой нах <одятся> 2 цитаты из Толстого, трактует не о мужике, не о простом народе, а о человеке вообще, т <ак> сказ <ать> об идеальной человеческой личности, почему в самом начале главы и сказано, что глава эта "пишется на основании выводов и наблюдений, сделанных уже другими русскими писателями; так что предлагаемый очерк есть работа компилятивная" (стр. 815, строки 9-14 сверху). След <овательно>, глава эта теоретическая, пытающаяся, на основании набл <юдений> русск <их> писателей, определить, во-1-х, наибольшую полноту личного существования человека вообще и, во-2-х, те общественные условия, при которых полнота личн <ого> сущ <ествования> может быть наименее стесняема. Этот, т <ак> ск <азать>, идеальный тип человека необходимо определить именно ввиду распределения культурных благ. Вы полагаете, что они полностью нужны для народа, для мужика. Я полагаю, что они нужны для всякого человека. Телеграфист, углекоп, кочегар, проститутка и т. д. - несомненно люди и несомненно необходимы в строе культурного общества. Оно не может существовать без проституции. Вы не можете не видеть этого, так же как и без кочегара, без тюрьмы, без театра, без целого ряда разнородных профессий, которыми и держится современный культурный строй, Каким образом Вы, желая дать "культурн <ые> блага" - мужику, народу, - не думаете дать их телеграфисту, проститутке, углекопу? И можете ли Вы дать их в настоящее время эти "культурные блага" всем этим разновидностям человека, на котором зиждется культурный строй жизни. Как Вы сумеете возвысить имя несчастного сапожника, без которого, однако, не можете обойтись, портного, кухарку, кучера, швею? Все они замучены своим однообразным делом в Вашу пользу. Или только достоин внимания, а все то, что держит строй культурной жизни и что понятия не может иметь о культурных благах (которые созидает), все это должно остаться так, как есть? Я этого не полагал, я писал о человеке, видя его во всяком человеке культурного и некультурного общества. Ввиду именно того, что общество культурное не дает культурных благ людям, которые их созидают, и является наст <оятельная> потребность определить такие обществ <енные> условия, при которых человек мог бы пользоваться этими благами, то есть не стеснять полноту проявлений своих личных свойств и качеств.

    Ввиду этих целей я и заимствую у Н. К. Михайло <вского> общую формулу прогресса как личности человеческой, так и общества, в кот <ором> наилучшим для себя обра <зом> может проявлять полноту существов <ания>. Теоретическая формула такова (стр. 816):

    "Нравственно, разумно, справедливо и полезно только то, что уменьшает разнородность общества (профессор, сапожник, телеграфист, музыкант и т. д.), усиливая тем самым разнородность отдельных членов общества", т. е. личное разнообразие проявлений качеств и свойств человека.

    Человек, так ск <азать>, желает жить в обществе, где бы все его члены жили однородною жизнью с ним (поэт и кочегар не поймут друг друга), и чтобы каждая личность жила разносторонним проявлением своих свойств и качеств.

    Такова теоретическая формула идеальной челов <еческой> личности. Реальный образчик этого образца жизни - народная среда:

    1) все крестьяне, и все живут в одних условиях труда.

    2) Разнородность в личной жизни - огромная; крестьянин сам удовлетверяет всем своим потребностям (цитата из Толстого) и, след <овательно>, живет многосложной личной жизнью.

    Таким образом, крестьянин берется здесь как образец разносторонности личной жизни и однородности общественной.

    Для доказательства этой разносторонности личной жизни вообще, идеальн <ого> челов <еческого>

    1) "Весь народ, всякий русский человек назовет богатым степного мужика, со старыми одоньями хлеба на гумне, никогда не видавшего заработной платы, и назовет бедным подмосковного мужика в ситцевой рубахе, который постоянно получает высокую заработную плату".

    Т. е. чтобы нуждаться в заработной плате - надобно уже не иметь возможности самому удовлетворить всем своим потребностям - т. е. убавить разносторонность своей личной деятельности, взявшись за наемный однообразный труд.

    материальная причина упадка разносторонности личной деятельности человека; во второй цитате приведена причина, истолковывающая нравственный упадок человека, упадок его духовной деятельности.

    2) "Чтобы человеку из русского народа полюбить чтение Пушкина или Соловьева, надобно перестать быть тем, чем он есть, т. е. человеком независимым, удовлетворяющим всем своим потребностям". Тотчас же я и объясняю эту цитату так, как я ее понял, и говорю:

    Пушкин и Соловьев здесь поставлены только как признак нужды духовной, которую, оказывается, невозможно удовлетворить самому, как в предшествовавшем примере (зараб <отная> плата) (т. е. признаки утраты разносторонности от материальных причин). Цитата эта приведена, таким образом, для указания причины, при которой человек теряет в нравственном отношении; причина эта: утрата собственной способности к самостоятельному творчеству, к самостоятельной работе мысли - присущих типу идеальн <ого> человека.

    То, что мы, люди культурного строя, в нравственном, духовном отношении, удовлетворяем при помощи Шекспира, Пушкина, Гомера, - то удовлетворяется <в> образов <ании> тем <ного> человека - самобытно, самостоятельно, собственным творчеством. Народные сказки, легенды, былины, народные сказания созданы народом самостоятельно, собственным творчеством, без участия Пушкина, Гомера, Шекспира. Мотивы песен, былин - т. е. музыка, песни, былины - созданы народом самостоятельно, <чества> исходило из народных масс, масс темных, и вырастало из этого корня. Бетховен, Пушкин, Глинка, Шекспир - получили силу именно в народном самобытном творчестве. Впрочем, это частность, - а вообще: нужда в чужой духовн <ой> помощи в идеальном человеке удовлет <воряется> самостоятельно.

    Ни Н. К. Михайловский, который действ <ительно> изучал мои книги, ни О. Ф. Миллер, который написал о них книжку, ни М. Е. Салтыков, который читал, будучи ред <актором> "От <ечественных> з <аписок>", 14 лет мои статьи от первой строки до последней, не нашли во мне писателя, который стремится к проповедованию невежества и против которого надобно почти обороняться людям, верящим в культурные блага. И все потому, что обратили внимание только на цитату из Толстого, на 5 чужих строк, и не обратили никакого внимания на то, что написано. "О книге" - написана делая статья (т. 2, ч. 1-я, гл. 9), о науке и применении ее в народной среде (в культурной среде она эксплуатируется несправедливо) - также написана особая статья в конце того же 2-го тома: "Не все коту масленица". Она написана шутливо, но об этих вещах говорить не шутливо пока не всегда возможно. Имею честь быть покорн <ым> слуг <ою>

    Г. Успенский.

    P. S. Возвращая Вам письма, прошу возвратить и мое, чему есть основания.

    Примечания

    263

    Впервые опубликовано в сб. АН, стр. 211-215. Автограф - в ПД.

    его сочинений.

    ... две цитаты из Толстого. - Имеются в виду цитаты из статьи Л. Н. Толстого "Прогресс и определение образования. (Ответ г-ну Маркову)".

    ... формулу прогресса... - из статьи Н. К. Михайловского "Что такое прогресс?"

    ... О. Ф. Миллер... написал... - Имеется в виду его книга "Глеб Успенский. Опыт объяснительного изложения его сочинений", СПБ., 1889.

    "О книге" - глава в составе очерков "Из деревенского дневника": "Лечебник от всех болезней, помощник и указатель во всех житейских бедах, несчастьях и затрудненьях".

    ... статья... "Не все коту масленица" - посвящена книге П. К. Энгельмейера "Экономическое значение современной техники" (М., 1897).

    Раздел сайта: