• Приглашаем посетить наш сайт
    Северянин (severyanin.lit-info.ru)
  • Из путевых заметок по Оке


    Г. И. Успенский

    ИЗ ПУТЕВЫХ ЗАМЕТОК ПО ОКЕ

    ...Утро "духова дня" было прекрасное; солнце ярко осветило нищенскую каморку с ободранными стенами, которую я вчера вечером мог с трудом разыскать на постоялом дворе в селе Павлове, всем известном своими замками и стальными изделиями. Чудное светлое утро значительно освежило меня и расправило уставшие члены. Всю ночь пришлось валяться на полу (так как мебели в каморке не было никакой, кроме стола и стула) на дрянном войлоке, пропитанном насекомыми, и слушать ругань, песни гнуснейшего содержания и просто пьяное оранье и бормотанье мастерового народа, разгулявшегося по случаю троицына дня. Весь этот праздничный гам был слышен в каморке моей вполне ясно, так как улица, на которой стоял постоялый двор, была очень узка. Боже мой, что это были за песни! Я не могу привести здесь ни одной, хотя непосредственное участие в них принимали женщины, о чем свидетельствовали визгливые голоса, прорезывавшие пьяные басы и крикливые звуки гармонии мастеровых. К утру все это безобразие более или менее утихло, - и когда я встал, на улице было совершенно тихо: или спали, или опохмелялись и "поправлялись" потихоньку. Поднявшись с своего ложа, я отправился гулять. Удивительная бедность и неряшество поражали на каждом шагу. Село, ворочающее миллионами, как будто нарочно собрало массу всякой грязи и нищеты на том превосходном месте, где раскинулось. Оно стоит на высоком берегу Оки, и с горы на реку - вид прелестный (я был во время еще не спавшего разлива), на эти широко расстилающиеся перед глазами воды, по которым то там, то сям белеется парус или, чуть-чуть наклонившись набок и попыхивая черными, расплывающимися в длинный хвост клубами дыма, бежит пароход, на эти вереницы вершей, концы которых торчат из воды, вершей, полных рыбы, которая, впрочем, павловцу не принадлежала (по крайней мере в мою бытность река была достоянием одного монополиста), - глядя на все это, не хочется смотреть на самый город: все как будто доживает век, все как будто прожило лучшую пору, даже на каменных домах лежит этот оттенок нерадивости... Есть несомненно и богатые хоромы, но там живет не павловский рабочий человек, который собственно нас и интересует. На каждом почти углу прибит образ. Хозяин и хозяйка, выйдя утром на рынок, с кульком или с корзинкой, и приготовляясь торговаться и кричать с торговцами и лавочниками, - молится на этот образ и шествует уже смело. Унылые дома, пустынные улицы, на которых иной раз пошатывается пьяный мастеровой в одной рубахе, без шапки, клали на душу большой и тяжелый ком скуки. Походив таким образом час или два, посидев на берегу, я направился домой пить чай.

    В широкой грязной кухне постоялого двора, - с полом, покрытым шишками сухой грязи, правда, подметенной для праздника, с окнами, в которые нельзя было рассмотреть, что делается на дворе, - так затекли и выцвели стекла, - я нашел кухарку. Она лежала на лавке, в новом ситцевом сарафане, в новом платке на голове, и спала.

    При моем появлении она поднялась. Я попросил ее поставить самовар.

    - Я еще давишь думала, пить будешь, поставила самовар-от, ан ты ушел... А тут заснула...

    - Теперь праздник, гулять надо, а не спать, - оказал я.

    - Ну, - нам только и спать, что в праздник...

    - Зачем же наряжаться-то тогда?

    - Вестимо, - согласилась кухарка, - нарядишься незнамо зачем, да и спишь. Вот и праздник наш весь тут...

    На лестнице, по пути в нумер, меня ожидал мой приятель мастеровой, с которым я познакомился вчера, как только сошел с парохода, и при посредстве которого была отыскана комната, в которой я сегодня проснулся. Это был добродушный, наивный молодой малый лет девятнадцати, который, за все время своего жития на белом свете, начал работать чуть не с восьми лет от роду, а может, и раньше, заработал только пиджак, который был на нем надет по случаю праздника, и не всегда был сыт. Денег у него не было на праздник ни копейки, и он только мотался тоскливо из угла в угол, смотря, как другие едят селянку и пьют вино. Как при такой жизни он сохранил в сердце ангельскую доброту и румянец на щеках, - я решительно не понимаю.

    - Спасибо тебе, ей-богу спасибо, - сказал он, встречая меня (я ему вечером дал тридцать копеек), - ловко я попировал вчась.

    - Хорошо?

    - Дюже хорошо.

    Мы вошли в комнату.

    - Дюже, дюже хорошо, - говорил он, садясь на пол. (Пиджак его был постоянно застегнут на все пуговицы, а новый картуз он ни на минуту не выпускал из рук, хотя вовсе не собирался никуда идти, - все это объясняется тем, что на дворе праздник, благодаря которому и кухарка хотя и спит, но тоже в наряде.)

    - Как же ты пировал?..

    - Как пировал-то? А вот как. Перво-наперво пошел я туда... помнишь, я тебе говорил?

    - Помню.

    - Ну, взял ее, повел в кабак. Раз.

    В это время кухарка принесла самовар, поставила его на лежанку и, увидя по лицу мастерового, что он рассказывает что-то, стала прислушиваться.

    - Привел я ее в кабак...

    - Это свою любезную? - спросила кухарка.

    - Нет, чужую взял.

    - У такого кавалера как не быть своей...

    Это, очевидно, относилось к кухарке.

    - Где уж нам...

    - Ты говори, как пировал-то, - сказал я.

    - Пришел в кабак, - говорю: деньги есть, требуй. Потребовала она яичницы, порцию... подали, - десять копеек серебром, - а-а-атличнейшую яичницу, целую сковороду, первый сорт. Так ей понравилось - вис-селая стала... Думаю - уж праздник ведь, - за вино, скричал подносчика, водки на шесть копеек серебром взял, думаю, надо же как-нибудь, выпили водки, съели яишню, принялись за пиво; остальное все на пиво ушло. Так разобрало чудессно...

    - Какой пир! - сказала кухарка.

    - Ничего! Погуляли... довольно...

    Хотя кухарка произносила свою речь, повидимому, шутя, - но видно было, что и такое роскошное пированье, как пированье мастерового, - достойно порицания людей более строгих, в особенности женщин. Только мое присутствие несколько ободряло малого, с матерью которого кухарка, повидимому, была знакома.

    Вот как веселился молодой малый с своей подругой; малый, которому пришлось повеселиться таким образом только случайно, благодаря моим тридцати копейкам (хотя этот же самый малый и трудится всю свою жизнь).

    - Скажи, пожалуйста, - спросил я, - сколько ты вырабатываешь в неделю?

    - Изволь. Я тебе все расскажу. Перво-наперво надо говорить, на чьих харчах. Я живу на хозяйских харчах. Вот какой наш харч. За работой стоишь в день боле как шестнадцать часов, - вот хушь сегодня - тебе в первом часу на пароход идти, а мне на работу, да я не пойду. Я тебя буду провожать. Все одно.

    - Спасибо. Много ли же ты в неделю сделаешь замков?

    - В неделю я сделаю штук сто девять, - не меньше, - и получаю я по полторы копейки серебром.

    - Да уж я верно говорю. А женщины у нас тож работают, чернильщицы, - которые замки чернят, - так те на своем материале, на своем харчу, - получают всего два рубля в неделю, - ты вот посуди, из чего тут жить. Материал не дешев - голландская сажа, сера, сало... Да ты думаешь, и у нас из полутора-то рублей остается много? Нет, за праздничный день изволь-ка вычесть двадцать копеек за харчи хозяину...

    - Это за калабан-то?

    - Да. Ну в праздник пирога дадут с кашей, а праздников-то девяносто хозяева насчитали в году, вот и сочти, много ли остается.

    - Неужели это правда?

    как не быть у них денег? Одно притворство. А ежели, говорит, хочешь сейчас получить, я дам записку к Г-цеву, - тот выдаст. А Г-цев со всеми хозяевами в стачке, в союзе значит, - он сейчас рассчитывает, - да по две копейки с рубля берет с каждого, одну копейку себе, а другую хозяину, - вишь, как подведено... Ну, сочти, что останется. У иного семья есть, - что значит в неделю ему полтора-то рубля серебром, да ежели жена еще полтину добудет, так и то, - на что ему. Вот и в кабак. У нас тайных кабаков, беспатенток, страсть сколько... целую ночь отперты, ну и идет там пьянство... Вот сегодня пойдем на гулянье, я тебе его покажу, Г-цева, первый богач, - а другого у него дела нет, только рассчитывает мастеровых, - легко ли дело, каженный день на пятнадцать тысяч обороту, - учти, сколько на праздниках да на процентах Г-цевых пропадает нашего.

    "Неужели это правда?" - думал я и не верил своим ушам.

    - А хозяева, - спросил я, - велик ли получают барыш?

    - А вот видишь - ты работаешь у них по сотням, а он продает по дюжинам, за дюжину берет не мене как рубь серебром; вот и считай, на рубь двадцать восемь али семь копеек - он получает двенадцать либо пятнадцать рублей серебром. Вот ихний барыш-то... Ну, железо, харчи, - положь пять рублей серебром на все, - семь рублей у него чистыми деньгами с каждого рабочего останется в неделю... А случись грех, заболи человек, - ну, что будет? И ежели да у тебя дети, - ну, куды ты?.. Ежели бы ты вчера мне тридцать-то копеек не подарил, - так бы мы и просидели всю ночь на лавочке без всякого угощения...

    ПРИМЕЧАНИЯ

    Печатается по тексту первой публикации в журнале "Иллюстрированная неделя", 1873, No 2 от 14 января. В прижизненные собрания сочинений очерк не включался.

    "Путевые заметки" был помещён в сатирическом журнале В. С. Курочкина "Искра", No 31 от 1 августа 1871 года с примечанием: "Продолжение следует". Успенский рассказал здесь о тяжелом впечатлении, которое произвела на него картина жизни мастеровых и рабочих известного центра кустарных промыслов по производству замков и других железных и стальных изделий - села Павлова (на Оке), грубая эксплуатация их торговцами и скупщиками. "Павловский посад, который я, по простоте, представлял себе цветущим оригинальным русским поселением в привольной местности, с оригинальными простыми нравами, имевшими более возможность сохраниться и развиться здесь, нежели где-нибудь в центральных губерниях, где уж никаких нравов не осталось и следа, - с негодованием писал Успенский, - этот "посад" оказался нищенскою помойною ямою, с грязью, с руганьем, с пьянством выше меры, а главное - с такою ужасною, забивающею бедностью, которой я никогда не видывал".

    Настоящий очерк является вторым очерком задуманной Успенским серии. Несмотря на обещание редакции "Искры" поместить продолжение "Путевых заметок", продолжение это не появилось в "Искре" - несомненно, по цензурным причинам. Только через полтора года Успенский смог напечатать данный второй очерк, посвященный, как и первый, быту павловских кустарей, в виде отдельного, самостоятельного произведения в "Иллюстрированной неделе".

    Успенский посетил Павлово в период ломки крепостнических отношений и начинающегося развития капитализма. В 1871 году закончились затянувшиеся на десятилетие переговоры между павловскими кустарями и помещиком об условиях их выкупа. Однако еще при крепостном праве павловское общество резко разделялось на две группы: рабочих-мастеровых и эксплуатировавших их торговцев-скупщиков. В своих очерках Успенский правдиво обрисовал эксплуатацию и тяжелую жизнь павловских кустарей, дальнейшую судьбу которых при капитализме описал В. Г. Короленко в своих "Павловских очерках" (1890).