• Приглашаем посетить наш сайт
    Хлебников (hlebnikov.lit-info.ru)
  • Из разговоров с приятелями. III. Интеллигентный человек

    I. Без своей воли
    II. Мишаньки
    III. Интеллигентный человек
    IV. По поводу одной картинки
    V. Своим умом
    VI. Беспомощность
    Примечания

    III. "ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ" ЧЕЛОВЕК

    - ...И право, - говорил Протасов как-то еще в другое наше свидание, - поистине удивительно слышать иногда в нашем обществе такое краткое объяснение всего нашего положения, всех достоинств и недостатков: "Барин плох, говорят тебе, а мужик хорош, великолепен; все, что в полушубке, - все это хорошо, а все, что не в полушубке, - все это плохо!" Или еще хуже: "Народ интеллигенция плоха!.." Интеллигенция! И слова-то этого множество разглагольствующего народа даже и не понимают путем; тогда как оно должно бы иметь самый определенный, глубокий смысл... я запомнил, не помню чье-то, превосходное определение этого слова - вот оно: "Интеллигенцию надобно понимать вне званий и состояний, вне размеров благосостояния и общественного положения. Интеллигенция среди всяких положений, званий и состояний исполняет всегда лампа. Но везде разными способами задача исполняется одна и та же: во тьму вносится свет..." Вот это определение, и такой интеллигентный человек всегда был и есть в деревне.

    "Расскажу тебе один небольшой пример по этому случаю. Как известно тебе, освобождение крестьян совершилось не вдруг; нужно было много усилий "лучших людей", чтобы крепостная неправда стала для общества настолько общедоступною, чтобы общество это решилось чем-нибудь пожертвовать для прекращения этой неправды. В высшем обществе работала литература и вообще люди гуманного образа мыслей, действуя такими средствами, которые в этом обществе оказывались возможными и наиболее достигающими цели; одни ходатайствовали, другие писали чувствительные драмы народных страданий, осторожно действуя на сердце и чувство читателей, состоявших из помещиков и помещиц. Так поступали интеллигентные люди, стараясь достигнуть известных целей в кругу образованного общества... Но и в деревне, и в курной избе, там, где вместо лампы горит лучина,- и там были свои интеллигентные люди, добивавшиеся тех же самых но по-своему... Жил неподалеку от нашей усадьбы, я помню, один помещик, кажется, по фамилии Строев, или Устроев - хорошенько не помню, - но помню, что никто не называл его настоящей фамилии, а именовали его "Сквозьстроевым", и именовали вследствие необузданной его жестокости к крестьянам. Он владел большой деревней на большой дороге, и неподалеку от нее был его господский дом. Это был в полном смысле слова тиран. Мало ему было барщины, оброков и т. д. - всего, что надлежало получать помещику, - ему еще надобно было тиранствовать, тешить свою "удаль молодецкую", не над зайцами и лисицами только в отъезжем поле, а и над людьми. Это был маленький, злой идиот и распутник. Беспрекословным, молчаливым и угрюмым исполнителем всех его злодейств и тиранств был дворовый мужик Тихон, он и кучером был у барина. Казалось, это был не человек, а машина, стенобитное орудие, одинаково молчаливое на сожаление, как и на ненависть. "Дери", - прикажут ему, - и он дерет, дерет молча, без передыху до тех пор, пока не скажут - "будет", - а не скажут этого слова, забудут - забьет, да и по мертвому будет лупить опять же до тех пор, пока не скажут - "будет!" "Холопства", то есть потакания и одобрения барских злодейств, в Тихоне не было ни капли, но не было и порицания. Что прикажут, то исполнял с точностию, а ни одобрений, ни порицаний не выражал. Самого его били и драли не раз, и тогда покорялся он этому истязанию так же беспрекословно и мрачно молчаливо, как и тогда, когда его исполнял сам. Но вот у него в один год от холеры померли жена, два сына и дочь - словом, исчезло все семейство, и он остался один-одинешенек, как перст. Вероятно, тоска одиночества навела его на мысль о "божием наказании" - припомнилось ему, как вопияли истязаемые им однодеревенцы, припомнились ему их возгласы: "кровопивец ты", "накажет тебя бог", "чтоб тебе не своею смертью помереть" и т. д. и т. д. И под влиянием этих мыслей и полного одиночества, - молчаливый, железно равнодушный Тихон стал преображаться в глубочайшего ненавистника тирана-барина. Он стал все чаще и чаще, как говорится, "храпеть" на барские приказания, затем стал прямо резко и грубо отказываться исполнять их, а когда его самого за это стали бить и драть, то он уже не молчал, а клял все и вся, во всю глотку, и не стесняясь никакими выражениями... "Изведу я тебя!" - орал он иногда при всем честном народе и грозился кулаком на усадьбу... "Дам ответ богу, - а уже за все твои кровопивства - воздам! Полностью воздам, злод-дей!" Стали его драть, стал он пьянствовать, орать, грозиться кулаками и все "надумывал" месть. И надумал... В один жгучий летний день, когда вся деревня была на работе, вспыхнул пожар. Загорелось почти мгновенно в одном, в другом, в третьем доме, потом, спустя незначительный промежуток, в другом конце деревни - и чрез несколько минут над деревней бушевала буря огня... Завидев пожар, народ опрометью бежал с полей спасать свое имущество - и тут-то ему представилось необыкновенное зрелище: погорельцы увидели Тихона, который с горящей головешкой, как безумный, метался по деревне и поджигал те строения, которых еще не коснулся пламень. "Погоди! - вопиял он в исступлении: - я тебе докажу права! Поплачешь и ты у меня! На! на! вот тебе гостинец!" - орал он и совал головешку то в соломенную крышу, то в скирд хлеба, то в стог сена. Ожесточенные несчастием мужики, увидев, что творит Тихон, набросились на него, отняли головешку, связали, стали бить и по обыкновению куда-то "поволокли"... "Братцы! - взывал Тихон, изнемогая под ожесточенными ударами односельчан, волочивших его по земле без всякого сострадания: - это я " "Анафема ты этакая! Дьявол ты проклятый! Иудино ты отродье сатанинское! - не переставая наносить удары чем попало, возражали ошеломленные горем односельчане... - Зачем же ты, поганая твоя душа, нас-то, нас-то разорил на смерть? Ведь сироты мы голые остались! ведь укрыться нечем, треклятая твоя душа!" - "Братцы! - возопил Тихон, уже чувствовавший близкую смерть: - это я за вас... чтоб вам лучше... его Что с вас взять? У вас ничего нет... и у него нет... А вас бог приютит..." И умер. Мужики опустили кулаки, бросили камни и дубины и, тяжело дыша, стояли над Тихоном, испустившим дух... Кое-как после пожара они разместились по соседним деревням и долго бедствовали, но и господин Сквозьстроев также обнищал, отощал, запутался в долгах и погиб жертвою приказной кляузы, осетившей его со всех концов и поминутно поднимавшей против него тысячу дел.

    "Единомышленники интеллигентных целей рассеяны среди всех званий, состояний и положений и, несмотря на разные средства, обязательные для известного звания и положения, непременно стремятся к целям одинаковым и непременно к таким, которые бы имели результат: чтобы было лучше жить на свете. И сейчас есть в народной среде типы интеллигентные, преследующие те же цели, что и интеллигентные типы других слоев общества, но по-своему, на свой образец, хотя, к сожалению, благодаря полной беспомощности в умственном развитии, типы собственно народной интеллигенции не могут видеть свою задачу во всем объеме, толкутся в тьме пустяков и вздоров, и свету от них, "по нонишним временам", мало, а иногда и совсем не видно... Но мы пока оставим этих людей, так как у нас совсем другая задача. Нам нужно найти границу, где чистосердечное благообразие переходит в чистосердечное же неблагообразие. Исключив интеллигенцию, которую чистосердечно благообразный Мишанька то вдохновляет, то так же чистосердечно неблагообразно искореняет, искореняет и вдохновляет "зря", "ненароком", "играючи" или "по ошибке", - мы будем иметь перед собою, так сказать, "оптовые" черты нашей жизни, жизни всей страны, и тут мы не минуем нашей финиковой пальмы, то есть нашего ржаного поля..."

    I. Без своей воли
    II. Мишаньки

    IV. По поводу одной картинки
    V. Своим умом
    VI. Беспомощность
    Примечания