• Приглашаем посетить наш сайт
    Грибоедов (griboedov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1836"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Письма. Указатель умен и названий.
    Входимость: 8. Размер: 56кб.
    2. Михайловский Н. К.: Г. И. Успенский как писатель и человек. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    3. Власть земли. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    4. Невидимки. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    5. Крестьянин и крестьянский труд. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    6. Письма с дороги. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    7. Разоренье. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    8. Из разговоров с приятелями. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    9. Плеханов Г.В.: Народники-беллетристы. Г. Успенский
    Входимость: 1. Размер: 137кб.
    10. Короленко В. Г.: О Глебе Ивановиче Успенском
    Входимость: 1. Размер: 76кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Письма. Указатель умен и названий.
    Входимость: 8. Размер: 56кб.
    Часть текста: ряда славянофильских периодических изданий. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) - писатель, отец И. С. Аксакова. - "Семейная хроника". 74 ("Записки") Алалыкин П. А. - дядя Ф. М. Решетникова. Александр Иванович - см. Иванчин-Писарев А. И. Александр Павловичем. Кулаков А. П. Александра Васильевна - см. Успенская А. В. Александра Сидоровна - см. Григорьева А. С. Алексей Михайлович (1629-1676) - русский царь с 1645 по 1676 г. Алчевская Христина Даниловна (1843-1920) - украинская общественная деятельница в области народного просвещения. - "Что читать народу?". Алябьев Н. И. - с 1872 по 1876 г. издатель журнала "Грамотей". Анна Васильевна - см. Бараева А. В. Анна Ивановна - см. Кулакова А. И. Анненков Павел Васильевич (1813-1887) - критик и историк литературы, редактор первого научного издания сочинений Пушкина. Анненский Николай Федорович (1845-1912) - статистик и публицист народнического направления. Антонова А. Г. - ростовщица. Антонович Максим Алексеевич (1835-1918) - публицист, литературный критик демократического направления. А н у ч и н Дмитрий Николаевич (1843-1923) - известный геолог, этнограф и археолог; в 1880-х гг....
    2. Михайловский Н. К.: Г. И. Успенский как писатель и человек. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    Часть текста: КАК ПИСАТЕЛЬ И ЧЕЛОВЕК Впервые опубликована в качестве вступительной статьи к двухтомному собранию сочинений Г. И. Успенского (СПб., 1889. Изд. Ф. Ф. Павленкова), а затем в 1897 г. включена в пятый том сочинений Н. К. Михайловского. В 1902 г. Михайловский опубликовал статью "Материалы для биографии Г. И. Успенского (Рус. богатство. 1902. No 3, 4), которую и использовал для новой редакции статьи о Г. И. Успенском, предварявшей XII том Полного собрания сочинений писателя (Киев, 1904. Изд Б. К. Фукса). Печатается по тексту: Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи. М., 1957. 1 Имеются в виду писатели-разночинцы А. И Левитов (1835-1877), начавший печататься в 1861 г., H Г. Помяловский (1835-1863), опубликовавший в 1861 г. повести "Мещанское счастье" и "Молотов", Ф. М. Решетников (1841 -1871), издавший в 1864 г. повесть "Подлиповцы", В. А. Слепцов (1836-1878), первый цикл очерков которого вышел в 1861 г., Н. В. Успенский (1837-1884), опубликовавший в 1861 г. первый сборник рассказов. 2 ...отсутствие "выдумки", как говорил Тургенев... - Тургенев 2 января 1868 г писал Я. П. Полонскому: "Способности нельзя отрицать во всех этих Слепцовых, Решетниковых, Успенских и т. д.- но где же вымысел, сила, воображение, выдумка где? Они ничего выдумать не могут - и, пожалуй, даже радуются тому: эдак мы, полагают они, ближе к правде. Правда - воздух, без которого дышать нельзя, но художество - растение, иногда довольно причудливое, которое зреет и разливается в этом воздухе А эти господа - бессемянники и посеять ничего не могут" (Первое собрание писем И. С. Тургенева. СПб., 1884. С. 129). 3 Кипсек (англ.) - роскошное иллюстрированное издание. 4 ...комнаты "с небилью". - В 1863 г. А. И. Левитов в журнале "Библиотека для чтения" опубликовал цикл очерков под названием "Московские "комнаты снебилью"". 5 "До чего договорился Глеб...
    3. Власть земли. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    Часть текста: отклики критики. Развивая мысль о влиянии земледельческого труда на жизнь крестьянина (легшую в основу предыдущего цикла, "Крестьянин и крестьянский труд"), Успенский пришел к выводу, что основной силой, определяющей весь строй жизни и мировоззрения крестьянина, является "власть земли". В процессе ежедневного труда крестьянин на каждом шагу ощущает свою зависимость от земли, от стихийных сил природы, которым он вынужден подчиняться. Эта зависимость наложила свой отпечаток не только на быт, но и на мировоззрение крестьянина. Утверждая, что жизнь крестьянина и его идеалы сложились под влиянием земледельческого труда и приспособлены к нему, Успенский делает отсюда заключение, что отрыв крестьянина от земли ведет к гибели сложившегося веками типа крестьянина-земледельца. Недостаток земли, крестьянское малоземелье являются главнейшей причиной хозяйственного расстройства пореформенной деревни. С этой точки зрения уже само "освобождение" крестьян положило начало расстройству деревни, так как при проведении реформы крестьяне получили в свои руки меньшее количество земли, чем то, которым они владели при крепостном праве. В пореформенные годы количество малоземельных хозяйств продолжало расти, и это, по мнению писателя, является основным фактором хозяйственного и морального упадка деревни. Наряду с недостатком земли и развитием различных форм "легкого труда", "наживы", в чем он видел главную причину страданий крестьянства, Успенский считал, что важной причиной, способствовавшей ухудшению положения деревни, является малочисленность народной интеллигенции. Значительная часть интеллигенции после реформы обратилась в "наемную интеллигенцию", служащую господствующим классам и защищающую интересы...
    4. Невидимки. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: для третьего тома его сочинений из произведений, ранее опубликованных в других циклах. Так, очерк "Невидимка Авдотья" впервые был напечатан в журнале "Русское богатство", 1880, кн.IIиV,под названием "Овцы без пастыря" в цикле "С места на место (Записки наемного человека)". Перепечатан в кн. "Власть земли. Очерки и отрывки из памятной книжки", изд. В. М. Лаврова, М., 1882 (на обложке 1883), затем включен в третий том сочинений Успенского. Очерк "Слепой певец" впервые появился в цикле "Грехи тяжкие" в журнале "Русская мысль", 1888, кн.XII.В том же цикле были опубликованы очерки о Родионе радетеле и об акушерке Анне Петровне ("Русская мысль", 1889, кн.IIиIV),Последний очерк, кроме того, был напечатан в книжке "Как обманывают темных людей. - Чуткое сердце", изд. В. И<кскуль>, М., 1892. Для третьего тома сочинений Успенский объединил четыре указанных очерка в новый цикл "Невидимки", заново отредактировав текст, по которому они и воспроизводятся в настоящем издании. Опасаясь цензуры, Успенский смягчал первоначальный текст очерков, многое переделывал, смягчая общественно-политический характер своих наблюдений и выводов. Из шести очерков цикла "Грехи тяжкие" вышло четыре, оказалось замененным и заглавие - цикл был назван "Невидимки". Но в нем попрежнему говорилось о тяжких грехах по отношению к народу, которые творят эксплуататоры всех мастей и видов, о жалкой роли интеллигенции, забывающей о простом русском человеке. С большим сочувствием Успенский рисует колоритные фигуры "радетелей о народной совести", ходатаев и заступников за трудящегося человека, ...
    5. Крестьянин и крестьянский труд. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: в глуши новгородских "лядин", среди лесов и болот. А. В. Каменский был близок к партии "Народная воля", и его усадьбой пользовались как убежищем народники-революционеры 1870-х годов. Здесь в разное время жили О. Э. Веймарн, Ю. Н. Богданович, бывал Г. А. Лопатин и другие. Хозяйство в Лядно было поручено крестьянину-белорусу Леонтию Осиповичу Беляеву, покинувшему свою деревню из-за малоземелья. Наблюдения над его работой, жизнью его семьи, его взаимоотношениями с работниками и крестьянами окрестных деревень легли в основу очерков "Крестьянин и крестьянский труд". Л. О. Беляев явился жизненным прототипом главного героя цикла - Ивана Ермолаевича. В воспоминаниях младшего брата писателя И. И. Успенского и знакомого семьи Успенских Л. К. Чермака дана характеристика Л. О. Беляева, описаны разговоры с ним писателя и ряд отдельных эпизодов жизни Успенского в Лядно, к которым восходят многие страницы цикла "Крестьянин и крестьянский труд" (см. Летописи Государственного литературного музея, кн. 4, "Г. Успенский", М., 1939, стр. 359-360 и 452-456). О значении для себя пребывания в Лядно и вынесенных отсюда впечатлениях Успенский писал в автобиографии: "Мне нужно было знать источник всей этой хитроумной механики народной жизни, о которой я не мог доискаться никакого простого слова и нигде. И вот я из шумной, полупьяной, развратной деревни забрался в леса Новгородской губернии, где жила только одна крестьянская семья. На моих глазах дикое место стало оживать под сохой пахаря, и вот я тогда в первый раз ...
    6. Письма с дороги. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    Часть текста: в себя отдельные части цикла "Письма с дороги" 1886 года, часть очерков цикла "Мы" на словах, в мечтаниях и на деле" 1887 года, страницы из первого очерка цикла "Несбыточные мечтания" 1885 года, два очерка из цикла "Очерки русской жизни" 1885 года и отдельный очерк "Трудовая жизнь" и "труженичество" 1887 года. При перепечатке почти все очерки подверглись большой переделке, а некоторые из них были переписаны Успенским заново. О принципе переработки Успенский говорит сам в предисловии ко второму изданию Сочинений (т. I, 1889): "Ввиду того же желания - дать каждому тому более или менее определенное содержание - я и в настоящем издании вместо буквальной перепечатки "Писем с дороги", которые писались мною в течение трех лет и составили бы не менее двух томов объема первого издания, - исключив из них частые повторения об одном и том же вопросе, неизбежные при повторении этих явлений в дорожных встречах разных лет и разных мест, - выбрал из этих писем только то, что казалось мне наиболее заслуживающим внимания, а то, что в письмах этих не могло быть проверено личным наблюдением, дополнил на основании материалов, которые могла дать местная провинциальная пресса". Именно такой творческой переработке Успенский подверг "Письма с дороги", напечатанные впервые в восьми фельетонах в "Русских ведомостях" 1886 года (No 110 от 24 апреля, No 113 от 27 апреля, No 122 от 6 мая, No 127 от 11 мая, No 134 от 18 мая, No 147 от...
    7. Разоренье. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    Часть текста: Примечания. ПРИМЕЧАНИЯ РАЗОРЕНЬЕ (Очерки провинциальной жизни) Печатается по последнему прижизненному изданию: Сочинения Глеба Успенского в двух томах. Том первый. Третье издание Ф. Павленкова, СПБ., 1889. Повести, составляющие цикл "Разоренье", были написаны в 1868-1871 годы как самостоятельные произведения и опубликованы впервые независимо друг от друга в журнале "Отечественные записки": "Разоренье. Наблюдения Михаила Ивановича. Повесть первая" - 1869, NoNo 2, 3; "Тише воды, ниже травы" - 1870, NoNo 1, 3; "Наблюдения провинциального лентяя" - 1871, NoNo 8, 10, 12. В 1871-1873 годы Успенский после большой стилистической правки перепечатал эти повести с некоторыми купюрами в серии "Библиотека современных писателей", издававшейся А. Ф. Базуновым: "Разоренье" - в одноименном сборнике (1871), "Тише воды, ниже травы (Провинциальные заметки)" - в сборнике "Очерки и рассказы" (1871), "Лентяй, его воспоминания, наблюдения и заметки" - в одноименном сборнике (1873). Судя по сохранившимся письмам Успенского, а также по ранним редакциям, повесть "Разоренье" представляла собой первую часть задуманного писателем большого произведения, "романа", как он его называл, о новой, пореформенной эпохе. Главным героем этого романа должен был быть протестующий рабочий. Однако трудности создания большого эпического произведения о современной...
    8. Из разговоров с приятелями. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: Успенский подчеркнул, снабдив во втором издании "Сочинений" цикл "Из разговоров с приятелями" подзаголовком ("На тему о "власти земли"). Еще раньше, в первом издании "Сочинений", Успенский в конце цикла "Власть земли" дал подстрочное примечание, отсылающее читателя к данному циклу как к рассказу "на ту же тему о власти земли". В очерках проводится параллель между идеалом трудовой крестьянской жизни и социалистическими идеалами, создающимися на почве рабочего движения. Как и в очерках "Власть земли", Успенский рассматривает крестьянина как прообраз гармонического, "полного" человека, который "всё сам, на все руки, всё может и ни в ком не нуждается". Но вместе с тем писатель подчеркивает, что гармоничность крестьянской жизни складывается под стихийным воздействием природы. Крестьянин живет "без своей воли", "как цветок, как галка, как пчела". Достаточно поэтому иногда простого "случая", чтобы сокрушить "гармонию" крестьянской жизни. Крестьянин не может противостоять разлагающим влияниям "рубля" и "машины", легко теряет (о чем свидетельствует тип "Мишанек") всякое нравственное "благообразие", превращается в маклака, кабатчика, купца. Поэтому Успенский признает, что социалистический идеал, возникающий под влиянием борьбы рабочего класса и отражающий его стремление к освобождению от капиталистического гнета, в силу своей сознательности выше, чем бессознательные "гармония" и "благообразие" трудовой крестьянской жизни. Как ни недостаточны еще практические завоевания западноевропейского рабочего, все же каждая - даже скромная - победа социалистического рабочего движения "незыблема" и "вековечна", ибо является выражением сознательного...
    9. Плеханов Г.В.: Народники-беллетристы. Г. Успенский
    Входимость: 1. Размер: 137кб.
    Часть текста: в печати, результаты такого исследования встречались публикой с огромным интересом и сочувствием. Их читали и перечитывали, их клали в основу всевозможных "программ" практической деятельности. Более всего суетился и горячился при этом наш разночинец, наш "мыслящий пролетарий", с гордостью и с несколько забавною исключительностью называющий себя "интеллигенцией". Образованный разночинец существовал и во времена крепостного права, но тогда он представлял "собою слишком малочисленную группу людей, которые могли дойти до абстрактного отрицания, на манер Базарова, но не могли и подумать о том, чтобы составить какую-нибудь "партию". Тогда вообще невозможно было существование никаких партий, кроме литературных. С падением крепостного права дело изменилось. Крушение старых экономических порядков в огромной степени увеличило численность мыслящего пролетариата и вызвало в нем новые надежды и новые требования. Требования эти по бóльшей части остались неудовлетворенными. Безобразный политический строй, по существу своему враждебный всякой невиновной "интеллигенции", все более и более возбуждал оппозиционный дух в нашем образованном пролетариате, между тем как неопределенность и двусмысленность его положения между...
    10. Короленко В. Г.: О Глебе Ивановиче Успенском
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    Часть текста: Мы как бы уходим в маленькую горную часовенку, отгороженную от наших будней. А затем, "когда не требует поэта к священной жертве Аполлон", мы опять спускаемся с этих вершин, которые,- велики они или малы,- все-таки составляют высшие точки нашего личного существования. Иной раз этот обычный уровень очень удален от вершин, и вот почему так часто первое впечатление при встрече с писателем - бывает легкое движение разочарования: нам трудно связать в одно целое наше идеальное представление с реальною личностью. Но бывают дорогие и редкие исключения, когда оба эти представления совпадают вполне и нераздельно. Таким именно исключением был Глеб Иванович Успенский. Во второй половине восьмидесятых годов я жил в Нижнем-Новгороде, и среди моих близких знакомых был провинциальный писатель, который в то время вел литературный отдел в одной из приволжских газет. Всякий, кто жил уже сознательной жизнью в то смутное и туманное время, помнит общий тон тогдашнего настроения. У так называемой интеллигенции начиналась с "меньшим братом" крупная ссора (о которой последний, впрочем, по обыкновению даже не знал). Хотя Успенский никогда не идеализировал мужика, наоборот, с большой горечью и силой говорил о "мужицком свинстве" и о распоясовской темноте даже в период наибольшего увлечения "устоями" и...