• Приглашаем посетить наш сайт
    Мандельштам (mandelshtam.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1858"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Письма. Указатель умен и названий.
    Входимость: 3. Размер: 56кб.
    2. Из деревенского дневника. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    3. Николай Александрович Демерт
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    4. Письма с дороги. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    5. Федор Михайлович Решетников. Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    6. Письма с дороги. VI. Обилие "дела"
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    7. Овца без стада
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    8. Мелочи. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    9. Власть земли. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 19кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Письма. Указатель умен и названий.
    Входимость: 3. Размер: 56кб.
    Часть текста: видный деятель славянофильского лагеря, редактор и издатель ряда славянофильских периодических изданий. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) - писатель, отец И. С. Аксакова. - "Семейная хроника". 74 ("Записки") Алалыкин П. А. - дядя Ф. М. Решетникова. Александр Иванович - см. Иванчин-Писарев А. И. Александр Павловичем. Кулаков А. П. Александра Васильевна - см. Успенская А. В. Александра Сидоровна - см. Григорьева А. С. Алексей Михайлович (1629-1676) - русский царь с 1645 по 1676 г. Алчевская Христина Даниловна (1843-1920) - украинская общественная деятельница в области народного просвещения. - "Что читать народу?". Алябьев Н. И. - с 1872 по 1876 г. издатель журнала "Грамотей". Анна Васильевна - см. Бараева А. В. Анна Ивановна - см. Кулакова А. И. Анненков Павел Васильевич (1813-1887) - критик и историк литературы, редактор первого научного издания сочинений Пушкина. Анненский Николай Федорович (1845-1912) - статистик и публицист народнического направления. Антонова А. Г. - ростовщица. Антонович Максим Алексеевич (1835-1918) - публицист, литературный критик демократического направления. А н у ч и н Дмитрий Николаевич (1843-1923) - известный геолог, этнограф и археолог; в 1880-х гг. активный сотрудник "Русских ведомостей". 544. Апсеитова Зинаида ...
    2. Из деревенского дневника. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    Часть текста: Павленкова, СПБ., 1889. Впервые очерки под разными заглавиями напечатаны в "Отечественных записках" (1877 - X, XII; 1878 - I, IX, XI; 1879 - V и 1880 - VIII) за подписью "Г. Иванов". В виде цикла очерки при жизни писателя переиздавались четыре раза: в отдельном издании 1880 года под заглавием "Люди и нравы современной деревни. (Из деревенского дневника)" и во всех трех прижизненных изданиях Собраний сочинений Успенского под заглавием: "Из деревенского дневника". Обращение Успенского к изображению крестьянской жизни было творческим откликом писателя на тот широкий и неослабевающий интерес, который проявляло передовое русское общество к положению крестьянских масс, особенно после реформы 1861 года. Мотивы крестьянской жизни появляются в творчестве Успенского уже в 60-е годы ("Побирушка", "Воскресенье в деревне", "Деревенские встречи" и др.). Большой социальной остроты в изображении деревни Успенский достиг в очерках "Злые новости" (1875) и "Книжка чеков" (1876). Однако первым наиболее крупным произведением о пореформенной деревне, произведением, открывавшим новый этап в творческом пути писателя, явились очерки "Из деревенского дневника". Развитие мировоззрения Успенского в 70-х годах тесно связано с историческими процессами, происходившими как в русской, так и в западноевропейской жизни. Уже в 60-х годах Успенскому было ясно, что проведенные царским самодержавием реформы не принесли действительного облегчения крестьянским массам. Заграничные поездки 1872 и 1875-1876 годов широко познакомили писателя с капиталистическими порядками Западной Европы, Успенский навсегда запомнил картины разгула военщины в Пруссии, нищету пролетариата и крестьянства в Бельгии, Франции, Англии, расправу буржуазии с парижскими коммунарами. Острая критика капиталистических порядков стала одной из основных тем...
    3. Николай Александрович Демерт
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: талантливых и умелых работников последнего литературного периода - Н. А. Демерт. Он был взят на улице в припадке полного умственного расстройства, в том состоянии, когда человек не знает, где он, что с "им, куда он и откуда идет. Что же довело эту сильную, крепкую, здоровую натуру до такого ужасного состояния, что размягчило этот крепкий, сильный мозг? Говорят: "он пил", но мы, лично хорошо знавшие Н. А., смеем утвердительно сказать, что он пил не в силу "порока", который бы был органически врожденным, - он "до смерти работает, - сказал Некрасов про русского мужика, - до полусмерти пьет". Отделять эти два дела, по нашему мнению, нельзя не только в характеристике поведения русского мужика, но и вообще в характеристике всякого русского человека, и тем более человека, который знает, что такое настоящая работа, что такое работа до смерти. Демерт действительно пил, но работал он трезвый, а вспомнить - как много он работал, сколько дней в течение месяца не отходил он от стола! Почему три-четыре дня, остававшиеся ему свободными в течение месяца работы, он отдавал "зелену вину"? Уж не в работе ли, не в ее ли свойстве, не в ее ли размерах и задачах корень гибели Демерта? Что же он делал? Заимствуем из некролога Н. А. Демерта, напечатанного в 12 No "Отеч<ественных> з<аписок>" прошлого года г-ном К., некоторые биографические подробности, которые, мы надеемся, выяснят нам кое-что в отличительных свойствах Демерта как работника. Демерт родился в 1835 году, у него было много братьев, из которых он был самым младшим. "Учился он ...
    4. Письма с дороги. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    Часть текста: мечтаниях и на деле" 1887 года, страницы из первого очерка цикла "Несбыточные мечтания" 1885 года, два очерка из цикла "Очерки русской жизни" 1885 года и отдельный очерк "Трудовая жизнь" и "труженичество" 1887 года. При перепечатке почти все очерки подверглись большой переделке, а некоторые из них были переписаны Успенским заново. О принципе переработки Успенский говорит сам в предисловии ко второму изданию Сочинений (т. I, 1889): "Ввиду того же желания - дать каждому тому более или менее определенное содержание - я и в настоящем издании вместо буквальной перепечатки "Писем с дороги", которые писались мною в течение трех лет и составили бы не менее двух томов объема первого издания, - исключив из них частые повторения об одном и том же вопросе, неизбежные при повторении этих явлений в дорожных встречах разных лет и разных мест, - выбрал из этих писем только то, что казалось мне наиболее заслуживающим внимания, а то, что в письмах этих не могло быть проверено личным наблюдением, дополнил на основании материалов, которые могла дать местная провинциальная пресса". Именно такой творческой переработке Успенский подверг "Письма с дороги", напечатанные впервые в восьми фельетонах в "Русских ведомостях" 1886 года (No 110 от 24 апреля, No 113 от 27 апреля, No 122 от 6 мая, No 127 от 11 мая, No 134 от 18 мая, No 147 от 1 июня, No 153 от 7 июня, No 163 от 17 июня). {В этой редакции "Письма с дороги" напечатаны в издании: Г. И. Успенский. Полное собрание сочинений, т. X, часть первая, изд. АН СССР, 1953.} В Сочинениях они составили первые четыре главы ("Веселые минуты", "Дополнения к предыдущей главе", "Люди всякого звания" и "Мирошник") новой редакции "Писем с дороги". Эти "Письма" появились в результате поездки Успенского на юг, продолжавшейся с марта до середины июля 1886 года. Писатель ездил по Северному Кавказу, был на кавказском побережье, в Крыму, в Одессе, Севастополе; он...
    5. Федор Михайлович Решетников. Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: только о вине, тогда как при упоминании о пиве воззвание это оказывается не нужным, - эта приписка явно монастырского происхождения; три месяца назад Решетников не написал бы этой лжесмиренной фразы. Таким странным оттенком отмечены все дальнейшие заметки его, писанные по возвращении в Пермь. Так, например, в доме дяди, где поселился он снова, жила девушка, дочь бедной вдовы, вместе с своею матерью. С этой девушкой Решетников был знаком с самого детства, и она ему очень нравилась. Впоследствии мы скажем об ней подробнее, так как она еще раз встретится нам в жизни Ф. М. Теперь достаточно сказать, что она ему нравилась. Но когда это заметили и дядя в шутку сказал ему однажды, что он отдаст ее за него замуж, то Решетников, под влиянием лжецеломудренных монастырских взглядов, приходит в негодование и пишет: "Я не могу взять за пример женщин и не могу соблазняться примером их. Бог знает, что я имею усердие к его великой церкви и в век буду стремиться к его церкви, и будет время, когда я уйду в монастырь, в уединение, и там буду молиться небесной невесте, пресвятой богородице и приснодеве Марии..." Между тем как до монастырского житья он бы просто, искренно сказал, что ему "стыдно" толковать об этих предметах. Жизнь в доме дяди и тетки пошла прежним порядком, и хотя о битье нет уже помину, но также не видно, чтобы с ним обращались особенно ласково. Решетникова опять отдали в то самое училище, из которого его услали в монастырь, и притом он должен был поступить снова в первый класс. Вот отрывок из его записок, из которого читатель может судить о том, какова была жизнь Решетникова у родственников и, главное, до какой степени три месяца ссылки исказили в нем прежнюю искренность взглядов на себя, на родных и на товарищей....
    6. Письма с дороги. VI. Обилие "дела"
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    Часть текста: мною в разные времена из провинциальных газет. Из них-то я и извлекаю здесь кое-что по части всяких деловых хлопот наших провинциальных захолустий. На мое счастье, мне попался прежде всего номер "Недели" (1885 года), в котором какой-то провинциальный житель отвечал на ранее помещенную в этой газете статью "Правда ли, что нет дела?" и доказывал, что всякого рода дела в провинции множество, но людей-то настоящих нет для его выполнения надлежащим образом. "Безграмотные, ничего не знающие люди, в глаза не видавшие университета", делают "массу" дел, бог знает как, получают массу денег, а люди с высшим образованием сидят, изволите ли видеть, по чердакам в Петербурге и "плачутся", что нет дела. Между тем, например, в Александрии, по словам автора корреспонденции, всего только "один поверенный с высшим образованием", а его помощник - выкрещенный еврей, не умеющий не только по-людски писать, но даже и гов о рить; и этот-то феномен-чудак заработал в два года свыше четырех тысяч рублей! Других адвокатов в Александрии нет, и масса судящегося люда, в особенн о сти в деревнях, должна обращаться к уличным адвокатам. "Ведь получать в д е ревне (!) или таком городе, как Александрия, занимаясь адвокатурой или служа даже помощником секретаря, от 600 до 1000 руб. годового дохода все равно, что получать в Петербурге 1000-1800 руб." ("Неделя", No 35)....
    7. Овца без стада
    Входимость: 1. Размер: 90кб.
    Часть текста: Язевое лежит в трехстах верстах от Петербурга, как раз на половине дороги из Петербурга в Москву, и в двадцати верстах от одной из железнодорожных станций. Наскучив петербургскими дачами, я задумал провести прошлое лето где-нибудь в глуши, в тиши настоящей деревни, и был необыкновенно рад, когда, ежедневно просматривая газетные объявления об отдающихся на лето дачах, напал, наконец, на объявление о такой именно даче, какая и была мне нужна... Триста верст от Петербурга и двадцать верст от станции по проселку - это, уж наверно, настоящая деревня... В половине апреля, когда в полях лежал еще снег, я отправился нанимать эту усадьбу. В самом деле, место было чисто деревенское, и я тотчас же согласился на условия, предложенные мне хозяйкой дома, а в половине мая и совсем переехал сюда на жительство. Но, странное дело (хотя совершенно понятное), долгое житье в городах сделало то, что, при всем желании отдохнуть и провести лето "не так, как на даче", дела пошли, помимо моей воли, как нарочно, совершенно по-дачному, то есть: прогулки, петербургские знакомые, газеты - и ничего, ничего-таки деревенского. Дачный образ жизни, среди деревенской обстановки - куда нескладная и некрасивая вещь! Знакомиться с крестьянским...
    8. Мелочи. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: как сам Успенский оставил его в последующих изданиях своих "Сочинений". В первый том "Мелочи" переносятся потому, что тематика входящих в них рассказов 1865-1868 годов тесно переплетается с тематикой цикла рассказов "Столичная беднота". 1. Дворник Рассказ впервые напечатан в серии "Петербургские очерки. 1. Дворник (Вместо предисловия). 2. No 24 и его обитатели. Шалопай. 3. Арабеска не более" ("Будильник", 1865, М. No 80, 84, 85, 88, 90), под псевдонимом М. Б - н. Из этих очерков только "Дворник", с небольшими исправлениями, перепечатывался автором "в сборнике "Глушь", СПБ., 1875 года, в отделе "Из столичной жизни", и во всех изданиях "Сочинений". Успенский недаром обращает внимание читателя на "незаметную" фигуру дворника, называя его героем настоящего времени, - новые персонажи, новые типы из трудового народа усиленно выдвигала демократическая литература 60-х годов. Стр. 327 ...под мотив из "Эрнани" - опера Джузеппе Верди (1813-1901) "Эрнани" (1844), написанная на сюжет одноименной драмы в стихах Виктора Гюго. 2. По черной лестнице Рассказ впервые напечатан в журнале "Женский вестник", 1867, VII, с...
    9. Власть земли. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: "Очерк". В сентябре 1881 года Успенский поселился в деревне Сябринцы Чудовской волости Новгородской губернии. Здесь, в период с ноября 1881 года по март 1882 года, были написаны очерки "Власть земли". Цикл "Власть земли" - центральное произведение Успенского начала 80-х годов. Цикл этот имел большое общественное значение и вызвал многочисленные отклики критики. Развивая мысль о влиянии земледельческого труда на жизнь крестьянина (легшую в основу предыдущего цикла, "Крестьянин и крестьянский труд"), Успенский пришел к выводу, что основной силой, определяющей весь строй жизни и мировоззрения крестьянина, является "власть земли". В процессе ежедневного труда крестьянин на каждом шагу ощущает свою зависимость от земли, от стихийных сил природы, которым он вынужден подчиняться. Эта зависимость наложила свой отпечаток не только на быт, но и на мировоззрение крестьянина. Утверждая, что жизнь крестьянина и его идеалы сложились под влиянием земледельческого труда и приспособлены к нему, Успенский делает отсюда заключение, что отрыв крестьянина от земли ведет к гибели сложившегося веками типа крестьянина-земледельца. Недостаток земли, крестьянское малоземелье являются главнейшей причиной хозяйственного расстройства пореформенной деревни. С этой точки зрения...