• Приглашаем посетить наш сайт
    Мандельштам (mandelshtam.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1894"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Письма. Указатель умен и названий.
    Входимость: 4. Размер: 56кб.
    2. Михайловский Н. К.: Г. И. Успенский как писатель и человек. Часть 5.
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    3. Хронологическая канва жизни и деятельности Г. И. Успенского (автор неизвестен)
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    4. Новые времена, новые заботы. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    5. Равнение "Под-одно" (первый вариант)
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    6. Бог грехам терпит. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    7. Деревенские встречи. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    8. Письмо Успенского Раппопорту С. А. 3 мая 1889 г .
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    9. Из деревенского дневника. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    10. Растеряевские типы и сцены. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    11. Поездки к переселенцам. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    12. На постоялом дворе
    Входимость: 1. Размер: 44кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Письма. Указатель умен и названий.
    Входимость: 4. Размер: 56кб.
    Часть текста: - см. Херадинова А. С. Аккерман Луиза (1813-1890) - французская поэтесса. Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) - поэт и публицист, видный деятель славянофильского лагеря, редактор и издатель ряда славянофильских периодических изданий. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) - писатель, отец И. С. Аксакова. - "Семейная хроника". 74 ("Записки") Алалыкин П. А. - дядя Ф. М. Решетникова. Александр Иванович - см. Иванчин-Писарев А. И. Александр Павловичем. Кулаков А. П. Александра Васильевна - см. Успенская А. В. Александра Сидоровна - см. Григорьева А. С. Алексей Михайлович (1629-1676) - русский царь с 1645 по 1676 г. Алчевская Христина Даниловна (1843-1920) - украинская общественная деятельница в области народного просвещения. - "Что читать народу?". Алябьев Н. И. - с 1872 по 1876 г. издатель журнала "Грамотей". Анна Васильевна - см. Бараева А. В. Анна Ивановна - см. Кулакова А. И. Анненков Павел Васильевич (1813-1887) - критик и историк литературы, редактор первого научного издания сочинений Пушкина. Анненский Николай Федорович (1845-1912) - статистик и публицист народнического направления. Антонова А. Г. -...
    2. Михайловский Н. К.: Г. И. Успенский как писатель и человек. Часть 5.
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: статьи к Павленковскому изданию сочинений Успенского. При пересмотре этой статьи для настоящего издания мне пришлось только кое-где изменить настоящее время в прошедшее и сделать соответствующие выкидки. По существу мне нечего ни изменять, ни прибавлять в этой характеристике Успенского как писателя, сделанной пятнадцать лет тому назад: с 1888 года его литературная деятельность пошла уже на ущерб и не дала ничего нового, что могло бы изменить мои взгляды, а в 1891 году он заболел психически и более ничего не писал. В марте 1902 года он умер, и смерть эта не только позволяет, а и обязывает докончить характеристику писателя характеристикой человека, тем более что и человек это был не только не заурядный, а совершенно исключительный. Мне придется, однако, вероятно, не раз возвращаться и к его литературной деятельности, так как писатель и человек в нем неразделимы. В составленной им для Ф. Ф. Павленкова, думавшего издать его биографию, автобиографической записке 36 Успенский сам писал: "Вся моя личная биография, примерно до 1871 года, решительно должна быть оставлена без всякого внимания; вся она была сплошным затруднением "жить и думать" и поглощала множество сил и времени на ее окончательное забвение. Все же, что накоплено мною "собственными средствами" в опустошенную забвением прошлого совесть, все это пересказано в моих книгах, пересказано поспешно, как пришлось, но пересказано все, чем я жил лично. Таким образом, вся моя новая биография, после забвения старой, пересказана почти изо дня в день в моих книгах. Больше у меня ничего в жизни личной не было и нет". Это и верно, и неверно. Верно, что в "новой биографии" Успенского его личная жизнь почти совсем покрывалась литературной деятельностью; но его "старая биография", "примерно до 1871 года", отнюдь не подлежит забвению, тем более что и она отразилась в его книгах, да и сам он, при всем желании,...
    3. Хронологическая канва жизни и деятельности Г. И. Успенского (автор неизвестен)
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    Часть текста: с перемещением отца по службе в Чернигов; Успенский принимает участие в ученическом литературном журнале "Молодые побеги". 1861 28 июля. Подает прошение о поступлении на юридический факультет С.-Петербургского университета. 15 сентября. Принят в число студентов университета. 20 ноября. Присутствует среди студенческой молодежи на похоронах Н. А. Добролюбова. 20 декабря. Отчислен из С.-Петербургского университета в связи с закрытием университета во время студенческих волнений. 1862 Летом. Поездка к родителям в Чернигов. Переезжает в Москву и подает прошение о поступлении в Московский университет, но так как не были представлены все надлежащие документы и не внесены деньги за слушание лекций, то в число студентов принят не был. Ноябрь. В печати появляются первые произведения Успенского: "Идиллия" (в журнале "Зритель") и "Михалыч" (в журнале "Ясная Поляна"). 1863 Сотрудничает в московском еженедельнике "Зритель общественной жизни, литературы и спорта" (рассказы и очерки "Под праздник и з праздник", "Народное гулянье во Всесвятском", "Гость", "На бегу", "Летний Сергий у Троицы"); одновременно работает корректором в газете "Московские ведомости", "получал 25 рублей серебром в месяц". Осенью. Переезжает в Петербург. Декабрь. В "Библиотеке для чтения" появляется "Старьевщик (Очерк из московской жизни)". 1864 9 января. Смерть отца, приведшая семью в бедственное материальное положение; Г. И. Успенский едет в Чернигов, берет затем на себя хлопоты о пенсии, в результате чего было назначено на воспитание детей И. Я. Успенского 400 рублей в год (в течение четырех лет). Январь. Рассказом "Ночью (Мирные картины московской жизни)" начато сотрудничество в "Русском слове"; в этом же году в журнале появляются "Эскизы чиновничьего быта", "В деревне (Летние сцены)", "Бесприютные". В художественном альбоме "Северное сияние" помещает очерки "Воскресенье в деревне",...
    4. Новые времена, новые заботы. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    Часть текста: был иной) очерки были напечатаны в той же последовательности, что и в будущем цикле, но очерк "Больная совесть" во второй сборник не вошел; вместо него на предпоследнем месте (перед рассказом "Голодная смерть") был перепечатан рассказ "Парамон юродивый" (см. т. 1 наст. издания). Название цикла ("Новые времена, новые заботы") появилось лишь в первом издании собрания сочинений Успенского (СПБ., 1883, т. III); но и здесь очерк "Больная совесть" еще не входил в цикл, а печатался в качестве приложения к нему. Лишь при подготовке писателем второго издания собрания сочинений (СПБ., 1889, т. I) композиция цикла была окончательно завершена. Тему цикла "Новые времена, новые заботы" раскрывает его название. Являясь и хронологически и по своей тематике непосредственным продолжением "Разоренья", цикл "Новые времена, новые заботы" изображает следующий этап исторического развития России в пореформенную эпоху. Очерки и рассказы Успенского рисуют усиливающееся развитие капитализма и его проникновение в деревню, описывают ломку взглядов и привычек, совершающуюся под влиянием этого развития у различных слоев населения, еще опутанных полукрепостническими, патриархальными пережитками, искания разночинной демократической интеллигенции. В освещении всех этих проблем Успенский выступает как подлинный писатель-реалист, продолжающий демократические традиции литературы 60-х годов. Это позволило ему приблизиться в своем изображении глубоких противоречий пореформенного развития России к Некрасову и Щедрину. Рассказы и очерки цикла "Новые времена, новые заботы" писались Успенским в обстановке жестоких цензурных преследований. В 1874 году по постановлению Петербургского цензурного комитета была уничтожена...
    5. Равнение "Под-одно" (первый вариант)
    Входимость: 1. Размер: 66кб.
    Часть текста: и окончание рассказа "Старики", напечатанного в XI кн. "Русской мысли" 1881 года.- Хотя редакция журнала и не вполне согласна с некоторыми из выводов, делаемых уважаемым автором, тем не менее она сочла долгом поместить на страницах своего журнала произведение, проникнутое присущими его автору глубоким сочувствием интересам и нуждам народа и несомненным знанием народной жизни. (Прим. редактора журнала "Русская мысль".- А. З.) 1 Рассказ бурмистра, весь проникнутый восторженным поклонением старого раба крепостному праву и крепостным порядкам, хотя и веял по временам неприветливым, могильным холодом неприветливого прошлого, но я слушал его с большим любопытством и вниманием, так как чувствовал, что благодаря этому крепостному панегирику темная для меня деревенская действительность понемногу начинает выясняться. Нет спора, что взгляды старика на современные порядки и непорядки, на современное положение народа вообще, исключительно с "хозяйственной" точки зрения, с точки зрения расстройства земледельчески-хозяйственной организации деревни,- нет спора, что взгляды эти узки, ограничены, но их определенность и подлинность, основанные на многолетнем опыте, невольно овладевали моим вниманием, так как давали возможность хотя что-нибудь уяснить себе в многосложной, исполненной загадок, картине народной жизни. Не говоря о том, что благодаря рассказу бурмистра я мог понять те бесчисленные темные деревенские мелочи, которые ставят в тупик всякого не деревенского жителя, выражаясь, например, в таких мнениях, как то, что "некому смотреть за мужиком", или что "надо драть мужика за то, что он косит в сапогах, а не в лаптях", и т. д., - не говоря, повторяю, об этих мелочах, даже крупные, - не говорю вопросы, а именно загадки народной жизни, - загадки, загадываемые ею почти ежеминутно, - и те как будто получили возможность быть разгаданными, и все благодаря тому же рассказу старого крепостника. Чтобы...
    6. Бог грехам терпит. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: двух томах. Том второй. Издание Ф. Павленкова. СПБ., 1889. Впервые напечатано в журнале "Отечественные записки", 1881, IX и XI, 1882, IX-X. Первые два очерка при журнальной публикации были озаглавлены: "Бог грехам терпит (Отрывки из памятной книжки)" и печатались за подписью "Г. Иванов". Первые два очерка цикла "Бог грехам терпит" были напечатаны непосредственно вслед за окончанием цикла "Без определенных занятий" (см. т. IV настоящего издания). По своему содержанию они (так же, как и следующий за ними третий очерк "Подозреваемые") тесно связаны с последними очерками этого цикла - "На травке" и "Своекорыстный поступок". Успенский изобразил в этих произведениях общественную обстановку в России после 1 марта 1881 года. На убийство Александра II народовольцами правительство ответило террором, арестами и ссылками, травлей прогрессивной интеллигенции, уоиленной деятельностью полицейских "блюстителей порядка". Наиболее темной части крестьянства полиция и кулаки стремились внушить мысль, что убийство Александра II было местью за отмену им крепостного права. Используя недоверие крестьян к народнической интеллигенции, реакция всячески стремилась разжечь в народе вражду к революционерам. Помещики и полиция призывали крестьян следить за политически "неблагонадежными" элементами, в особенности за интеллигенцией, вылавливать "политических агитаторов" и выдавать их полиции. Обстановка ежедневных бессмысленных обысков и арестов и дикой травли интеллигенции и отражена в очерках Успенского. В основу истории об аресте купца из-за "подозрительных" пилюль, рассказанной в очерке "Маленькие недостатки механизма", Успенский, повидимому, положил реальное происшествие. Об этом свидетельствует письмо к Успенскому от...
    7. Деревенские встречи. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Деревенские встречи. Примечания ПРИМЕЧАНИЯ ДЕРЕВЕНСКИЕ ВСТРЕЧИ Очерк печатается по сборнижу: "Глушь", СПБ., 1875. Впервые был напечатан в журнале "Современник", 1865, X. При переиздании его в сборнике "Очерки и рассказы", СПБ., 1866, Успенский подверг очерк очень значительной правке стилистического характера и большим сокращениям, особенно в начале первой главы, где было вычеркнуто все описание путешествия рассказчика по дороге в село Лытовка. Однако правка текста очерка не была доведена писателем до конца; так, например, из-за сокращения начала первой главы, в которой автор описывает встречу с пьяным путником, остаются непонятными слова: "я узнал странную фигуру одного пешехода, который попался мне на большой дороге" (стр. 490). При перепечатке очерка в сборнике "Глушь" Успенский еще раз сократил и выправил его. "Деревенские встречи" - первое произведение писателя, принятое Некрасовым к напечатанию в "Современнике", вторым были "Нравы Растеряевой улицы". В рассказе Успенского изображены среда провинциального духовенства и по-своему протестующий против этой среды дьякон Медников. Подобно другим писателям-демократам того времени - Н. Успенскому, А. Левитову и др., Успенский показывает невежество, неразвитость и стяжательство служителей религиозного культа. Недаром этот очерк привлек внимание цензуры. "В рассказе "Деревенские встречи", - пишет цензор, - содержится, во-первых, кощунство над священным писанием, над верою в будущую жизнь и над церковным богослужением и, во-вторых, оскорбляется священнослужительское звание". Вероятно, из боязни дальнейших осложнений с цензурой Успенский не поместил очерк ни в одном из изданий своих "Сочинений". Повидимому, очерк "Деревенские встречи" возник на основе детских воспоминаний Успенского. Прототипом Никитича послужил, вероятно, дядя писателя, дьякон Г. Я. Успенский, о чем свидетельствует и сам автор в письме к родителям (середина января 1864 года): "Пишу в "Современник" историю Григория Яковлевича" (см. об этом и в воспоминаниях дяди Г. И. - "Русское богатство", 1894, VI). Стр. 501. Сажелка - запруда, прудок для сохранения живой рыбы.
    8. Письмо Успенского Раппопорту С. А. 3 мая 1889 г .
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Письмо Успенского Раппопорту С. А. 3 мая 1889 г . 250 С. А. РАППОПОРТУ <5 мая 1889 г., Петербург> Любезнейший г. Раппопорт! Простите меня, что я мучаю Вас такими длинными промежутками в моих ответах. Измучили меня мои домашние хлопоты! Вот в кратких словах предложение Павленкова. Он напечатает Вашу книгу на свой счет, - причем желает, чтобы я написал к ней предисловие, что я охотно сделаю. Гонорара он Вам теперь не уплатит никакого, но, по покрытии расходов издания, предоставит Вам участие в чистой прибыли. Я об этом подробно не говорил, но знаю Павленкова как честнейшего человека и уверен, что он не возьмет чужой копейки напрасно. Если же книга не будет расходиться так, как бы желательно, то весь расход по изданию он берет на себя. Известное колич <ество> экземпляров Вы получите бесплатно по напечатании. Кроме того, он сам исправит язык, то есть вложит и свой труд в Вашу работу, так как язык Ваш не всегда правилен и, говоря по совести, требует переработки. Кроме хорошего из этого ничего не выйдет. Печатать книгу будем летом, а в продаже появится осенью. Напишите мне, согласны ли Вы на эти условия, и еще раз извините за медленность переписки. Искренно Вас уважающий Г. Успенский. Примечания 250 Впервые опубликовано в Полном собрании сочинений, т. XIV, стр. 285-286. Автограф неизвестен, копия рукою адресата - в ПД. Датировано по "почтовому штемпелю. ... Вашу книгу... - Имеется в виду работа под заглавием "Очерки народной литературы. (Посвящается Глебу Ивановичу Успенскому)"; была впервые напечатана не в издании Ф. Павленкова, а в "Русском богатстве" (1892, VII, VIII, IX, X, за подписью С. Ан-ский); отдельной книгой издавалась в 1894 и 1915 годах.
    9. Из деревенского дневника. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    Часть текста: крестьянских масс, особенно после реформы 1861 года. Мотивы крестьянской жизни появляются в творчестве Успенского уже в 60-е годы ("Побирушка", "Воскресенье в деревне", "Деревенские встречи" и др.). Большой социальной остроты в изображении деревни Успенский достиг в очерках "Злые новости" (1875) и "Книжка чеков" (1876). Однако первым наиболее крупным произведением о пореформенной деревне, произведением, открывавшим новый этап в творческом пути писателя, явились очерки "Из деревенского дневника". Развитие мировоззрения Успенского в 70-х годах тесно связано с историческими процессами, происходившими как в русской, так и в западноевропейской жизни. Уже в 60-х годах Успенскому было ясно, что проведенные царским самодержавием реформы не принесли действительного облегчения крестьянским массам. Заграничные поездки 1872 и 1875-1876 годов широко познакомили писателя с капиталистическими порядками Западной Европы, Успенский навсегда запомнил картины разгула военщины в Пруссии, нищету пролетариата и крестьянства в Бельгии, Франции, Англии, расправу буржуазии с парижскими коммунарами. Острая критика капиталистических порядков стала одной из основных тем творчества Успенского. Во время этих же заграничных поездок...
    10. Растеряевские типы и сцены. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: названием "Растеряевские типы и сцены" впервые был сформирован самим писателем в первом издании его "Сочинений" (т. I, 1883). Однако количество рассказов с "растеряевской" тематикой далеко не исчерпывается шестью произведениями разных лет (1862-1877), печатающимися в данном цикле, о чем говорит и сам автор в предисловии к первому тому первого издания своих "Сочинений" (см. выше, стр. 523). Место действия в этих рассказах - город Тула 40-60-х годов. 1. Бойцы Впервые рассказ напечатан в журнале "Будильник", 1867, No 5 от 3 февраля, и No 6 от 10 февраля, под заглавием "Бойцы (Из провинциальных заметок)"; с довольно большими сокращениями в описаниях и диалогах, а также со значительными стилистическими исправлениями рассказ перепечатывался в сборнике "Нравы Растеряевой улицы", СПБ., 1872 года и во всех изданиях "Сочинений". Описаниями закоулков окраины Тулы и жизни ютящихся там в лачугах мастеровых рассказ значительно дополняет первые очерки "Нравов Растеряевой улицы", посвященные изображению быта и нравов тульских ремесленников....