• Приглашаем посетить наш сайт
    Толстой (tolstoy-lit.ru)
  • Растеряевские типы и сцены. Примечания

    1. Бойцы
    2. Нужда песенки поет
    3. Идиллия
    4. Зимний вечер
    5. Задача
    6. Парамон юродивый
    Примечания

    ПРИМЕЧАНИЯ

    РАСТЕРЯЕВСКИЕ ТИПЫ И СЦЕНЫ

    Весь цикл рассказов печатается по изданию: Сочинения Глеба Успенского в двух томах. Том первый. Третье издание Ф. Павленкова. СПБ., 1889.

    "Растеряевские типы и сцены" впервые был сформирован самим писателем в первом издании его "Сочинений" (т. I, 1883). Однако количество рассказов с "растеряевской" тематикой далеко не исчерпывается шестью произведениями разных лет (1862-1877), печатающимися в данном цикле, о чем говорит и сам автор в предисловии к первому тому первого издания своих "Сочинений" (см. выше, стр. 523). Место действия в этих рассказах - город Тула 40-60-х годов.

    1. Бойцы

    Впервые рассказ напечатан в журнале "Будильник", 1867, No 5 от 3 февраля, и No 6 от 10 февраля, под заглавием "Бойцы (Из провинциальных заметок)"; с довольно большими сокращениями в описаниях и диалогах, а также со значительными стилистическими исправлениями рассказ перепечатывался в сборнике "Нравы Растеряевой улицы", СПБ., 1872 года и во всех изданиях "Сочинений".

    Описаниями закоулков окраины Тулы и жизни ютящихся там в лачугах мастеровых рассказ значительно дополняет первые очерки "Нравов Растеряевой улицы", посвященные изображению быта и нравов тульских ремесленников. "Понятливый" мастеровой Гаврила Иваныч, автор обличительных произведений против "разных неправд", напоминает Михаила Ивановича в "Разорении", в прошлом рабочего тульского Оружейного завода. Фамилия Салищев выбрана Успенским, видимо, не случайно - она упоминается в материалах Центрального военно-исторического архива, в делах по расследованию волнений тульских оружейников в 1863 году; Салищев является одним из доверенных от рабочих, выбранных для разговоров со следственной комиссией и для составления жалобы царю на командира завода (Ученые записки Тульского гос. педагогич. института, вып. II, Тула, 1951 г., стр. 48-62).

    2. Нужда песенки поет

    "Дело", 1866, I, под заглавием "Нужда песенки поет (Из провинциальных заметок)"; с незначительными сокращениями и изменениями стилистического характера перепечатывался в сборнике "В будни и в праздник", СПБ., 1867 года (под заглавием "Фокусник"), в сборнике "Очерки и рассказы", СПБ., 1871 года и во всех изданиях "Сочинений".

    "Нужда песенки поет" - рассказ о бедняке, кз нужды сделавшемся фокусником, - в 90-е годы и в начале XX века неоднократно издавался в сериях изданий для народа. Высокий гуманизм рассказа обеспечил ему большой успех в широких народных массах. Известно, что в 80-90-х годах этот рассказ нередко читался крестьянам, всегда выслушивался ими с большим интересом, глубоким сочувствием к Иванову и его жене и вызывал горячие рассуждения по поводу затронутых в рассказе вопросов.

    Г. И. Успенский сам читал этот рассказ уже в 1887 году на литературном вечере в Москве, в дни своего юбилея, 25-летия литературной деятельности, что свидетельствует о высокой оценке рассказа самим писателем.

    Рассказ основан на материале, собранном Успенским во время его поездок в Тулу в 1865-1866 годы.

    Стр. 196. - средневековые магические "науки".

    - Ескамотирование (правильно эскамотирование) - здесь: фокусы, основанные на ловкости рук.

    Стр. 206. - высокий головной убор православных священников, жалуемый им в знак почета.

    3. Идиллия

    (Из чиновничьего быта)

    Этот рассказ Успенского появился в печати под заглавием "Отцы и дети" в московском журнале "Зритель общественной жизни, литературы и спорта", 1862, No 46, от 10 ноября. При перепечатке его в сборнике "Очерки и рассказы" 1866 года (в разделе "Эскизы", под заглавием "Идиллия. Из чиновничьего быта") Успенский значительно улучшил текст рассказа: внес существенные дополнения, сделал сокращения и произвел большую стилистическую правку. В сборнике "Разоренье" 1871 года рассказ без изменений был перепечатан в разделе "Мелочи". В "Сочинениях" Успенский продолжил стилистическую правку, сократил некоторые части рассказа и изменил характеристику сына гостя-чиновника, - в ранних редакциях это был юноша неопределенного "нигилистического" типа: "Непочтителен, груб, безбожник. Постоянно дуется"; в "Сочинениях" ему приданы более определенные черты - слова "Постоянно дуется" заменены словами: "Сидит за книжкой - молчит".

    Рассказ "Идиллия" ("Отцы и дети") является откликом на один из вопросов, волновавших в то время русское общество. В марте 1862 года появился роман И. С. Тургенева "Отцы и дети", вызвавший большую полемику в печати. Успенский в октябре того же года своеобразно отвечает на одну из проблем, поставленных в романе Тургенева, а именно на проблему взаимоотношения отцов и детей в пореформенное время, несколько иронически показывая ее в иной сфере - в среде мелкого чиновничества. Перед нами два представителя поколения "отцов", открыто говорящих об источнике своего материального благополучия - (взяточничестве, и два сына различных убеждений: один - ловкий хищник, счастливый соперник своего отца по части взяток и грабительства народа; другой - отщепенец чиновничьего мира, "нигилист".

    Рассказом "Идиллия" открывалась целая серия произведений Успенского "из чиновничьего быта", в которых он показывает внешнее однообразие, внутреннюю пустоту, низменность жизни этой мелкой провинциальной бюрократии и ее лихоимство.

    - вступительный стих церковного песнопения.

    - Сорокоуст - сорокадневная церковная молитва по умершем.

    Стр. 210. "Слава в вышних", Бортнянского сочинение... - Д. С. Бортнянсний (1751-1825) - один из крупнейших русских композиторов XVIII века.

    Стр. 211. Из закона пять... - имеется в виду обязательный предмет преподавания в дореволюционной школе - закон божий, излагавший основы учения христианской религии.

    (Из чиновничьего быта)

    Впервые рассказ напечатан в журнале "Библиотека для чтения", 1865, I; с небольшими изменениями переиздавался Успенским в его сборниках "Очерки в рассказы" 1866 года и "Очерки и рассказы" 1871 года; с сокращениями и стилистическими исправлениями текста вошел во все издания "Сочинений".

    В рассказе "Зимний вечер" изображается эпизод из жизни мелкого чиновничества в дореформенную пору - в тексте упоминается: "в те поры войну воевали", то есть, очевидно, говорится о Восточной войне 1853-1856 годов. Рассказ основан на воспоминаниях писателя о своих детских годах в Туле.

    В 1892 году рассказы Успенского "С конки на конку" и "Зимний вечер" вышли в Москве в издании для народа; однако при попытке переиздания этих рассказов в 1895 году "Зимний вечер" не был разрешен к печати цензурой на том основании, что он "не представляет здоровой пищи для народного чтения, указывая, между прочим, на злоупотребления помещика своею властью над крестьянами".

    (Из чиновничьего быта)

    Рассказ впервые напечатан в газете "Петербургский листок", 1867, No 25 от 14 февраля; без изменений перепечатан в сборнике "Очерки и рассказы", СПБ., 1871 года; при переиздании его в "Сочинениях" Успенский сделал некоторые сокращения и стилистические исправления текста.

    Успенский написал ряд рассказов, в которых изображаются "нужды и заботы" мелкого провинциального чиновника, живущего с многочисленным семейством на "крошечное жалованье"; в том же плане идут и страницы о семье Претерпеевых в "Нравах Растеряевой улицы". Здесь Успенсиий следует щедринскому "истинно гуманистическому направлению", которое отмечал Добролюбов в своей статье "Забитые люди", говоря: "Никто, кажется, исключая г. Щедрина, не вздумал взглянуть в душу этих чиновников - злодеев и взяточников - да посмотреть на те отношения, в каких проходит их жизнь".

    6. Парамон юродивый

    "пропащего")

    Рассказ впервые напечатан в журнале "Отечественные записки", 1877, IV, под заглавием "Из памятной книжки. Парамон юродивый" и за подписью Г. Иванов; перепечатан в сборнике "Из старого и нового", СПБ., 1879 года и затем в "Сочинениях" с небольшими сокращениями, добавлениями и изменениями. Примечание к рассказу, объяснявшее включение этого произведения 1877 года в цикл "Растеряевские типы и сцены", который состоял из рассказов 60-х годов, появилось только в "Сочинениях"; понятие "растеряевщина" Успенский применяет здесь к определению мировоззрения и психики мелкого провинциального чиновничества 30-40-х годов.

    "Растеряевские типы и сцены". Наиболее блестящие публицистические строки, не свойственные раннему Успенскому, мы находим в характеристике эпохи крепостничества царской России в 30-40-е годы, в освещении им среды чиновничества, характеризовавшейся рабской психологией, раболепным низкопоклонством перед власть имущими, подавлением человеческой личности, человеческого достоинства и полной неспособностью чувствовать и мыслить самостоятельно и независимо.

    В 90-900-е годы критики из реакционного лагеря представляли читателю художественный образ юродивого фанатика Парамона как "величайший образ" искателя "правды божьей". Однако сам Успенский не идеализирует Парамона - он характеризует его как "темного", "корявого, необразованного, невежественного" человека, хотя и обладающего непосредственностью, нравственной чистотой и цельностью личности.

    "Парамона юродивого" со следующей аргументацией цензора Матвеева: "Основная тема этого рассказа - крайняя запуганность и забитость русского человека из толпы, как выражается автор, - русского обывателя, от рождения привыкшего пресмыкаться перед всякой властью, воспитанного в постоянном трепете, даже перед будочником и квартальным... Для иллюстрации этой стороны русского быта выведен на сцену "мужицкий святой", по выражению автора, - "Парамон юродивый", человек темный, невежественный, но который производит впечатление на забитых казенными порядками и страхом обывателей города, в котором он появляется. Сцена объяснения с юродивым, у которого полиция требует паспорт, написана крайне тенденциозно... Такое изображение русской жизни, растеряевских типов и сцен, созданных смирением толпы перед всякой властью, плод болезненных впечатлений автора, представляет мало назидательное чтение для народа".

    "Русское богатство", 1894, VI).

    Стр. 248. "своей дремоты превозмочь не может" - строки из второй песни "Полтавы" А. С. Пушкина: "своей дремоты превозмочь не хочет воздух".

    1. Бойцы
    2. Нужда песенки поет
    3. Идиллия
    4. Зимний вечер
    5. Задача
    6. Парамон юродивый
    Раздел сайта: