• Приглашаем посетить наш сайт
    Загоскин (zagoskin.lit-info.ru)
  • Кой про что. 2. Развеселил господ

    1. Последнее средство
    2. Развеселил господ
    3. Добрые люди
    4. На бабьем положении
    5. Урожай
    6. Петькина карьера
    7. "Недосуг"
    8. После урожая
    9. Избушка на курьих ножках
    10. Разговоры в дороге
    11. Не быль, да и не сказка
    12. Заметка
    13. "Взбрело в башку".
    14. "Выпрямила".
    15. Про счастливых людей.
    Примечания

    2. РАЗВЕСЕЛИЛ ГОСПОД

    I

    Часа в два зимней ночи в один из петербургских ресторанов вошли три господина и заняли отдельный кабинет. Было уже так поздно, что в ресторане начали убавлять освещение, прислуга была полусонная, вялая, утомленная, да и сами посетители, занявшие кабинет, не выказывали особенной оживленности.

    Посетители были действительно люди утомленные: утомил их и современный петербургский день со всеми своими призрачными интересами, утомила их, или, вернее, двоих из них (потому что третий был еще очень молодой человек), и вся пережитая жизнь. Двоим из посетителей было лет по сорок с чем-нибудь. Один из них был присяжный хроникер одной газеты, неизвестный публике и подписывающийся игреком, другой был земцем. Когда-то они были товарищами и молодыми людьми, потом надолго разошлись дорогами: одного затиранила газетная работа, другой ушел в земскую деятельность. И вот теперь на днях они встретились полуседые, утомленные, разочарованные, измаявшиеся и, кажется, измаявшиеся без толку, понапрасну. Земец уехал в Петербург "освежиться", потолковать, узнать - "что же наконец?" - и вообще "нет ли чего новенького", так как там у них, на дне земской жизни, адская тоска, суета бессмысленная, мракобесие, хищничество и вообще "нечем дышать".

    Каково же было его удивление, когда, приехав в Петербург и повидавшись с старыми знакомыми, а в том числе и с хроникером, он узнал, что и здесь, в Питере, у них ровно ничего нет, что и здесь тоже маются, тоже отсутствие живой жизненной струи, влачение изо дня в день, шаблонная литература и т. д. Хроникер, встретившись со старым товарищем, тоже ожидал услышать от него что-нибудь "освежающее": ведь он человек земский, не измучен газетным суесловием, ведь он там у "корней" жизни, да, у жизни, а не у чернильницы; но увы!.. как мы видели, земец ничем его не порадовал, а, напротив, дохнул на него холодом утомленной и опустошенной души, точно так же, как холодом откликнулась и душа хроникера. Встретились они с лихорадочной радостью, с распростертыми объятиями, но едва ли не сию же минуту почувствовали, что в них обоих нет материала, которым бы можно было наполнить их широко раскрывшиеся сердца. И уже после десяти минут не столько оживленного, сколько громкого разговора приятели почувствовали потребность уйти куда-нибудь из комнаты, в которой они встретились, и действительно ушли завтракать, хотя ни тот, ни другой не имели в этом никакой надобности.

    И так пошло дальше: завтракая, обедая, ужиная и изредка только отрываясь по каким-нибудь ничтожным делам, чтобы непременно сойтись за завтраком, за обедом, за ужином, приятели стали проводить время, помалчивая за едой, вздыхая, бранясь, возмущаясь, опять вздыхая, оживляясь еле-еле при самых юношеских воспоминаниях и вздыхая опять, как только разговор доходил до настоящего дня, то есть упирался в тупой угол. Они не утратили веры в то, во что они верили, и надеялись на то же, на что надеялись и в старину, но и вера и надежда их была уже утомлена, бесформенна и не доставляла никакого удовольствия. Таким образом они проводили уже несколько дней, возвращаясь по домам часа в три-четыре ночи и тяжелыми шагами "с одышкой" поднимаясь по высоким петербургским лестницам.

    Что касается до молодого человека, пришедшего вместе с земцем и хроникером, то хотя он и не разочаровался еще ни в чем, хотя он был свеж и молод, но осовевшее поколение "реформенных людей", к которому принадлежали земец и хроникер и среди которого вообще современным молодым людям приходится находить "указателей пути" и руководителей, это осовевшее поколение успело уже повлиять на него довольно снотворно и сумбурно. Осовевшее поколение не давало ему никакого прямого ответа на вопрос - что делать? Одни говорят: "иди пахать, трудами рук своих живи", но сами не идут; другие говорят: "вовсе не нужно пахать - учись, наука - вот главное"; третьи говорят, что "в организации современного общества нет никакого порока, она такая, как быть должно, становись на любое место, делай, что придется, - но береги душу и питайся растительною пищею". Третьи настоятельно доказывают необходимость не противиться злу, а четвертые так же хорошо убеждают в необходимости противления. А в то же время молодая вдова Елена Андреевна, с которой он познакомился на студенческом вечеру, гипнотизирует его своим бюстом и советует поступить в оперу; а в то же время курсистки зовут на вечеринку; а в то же время земец тащит к Палкину; а в то же время, провожая с вечеринки m-me Булкину, он получает приглашение непременно прийти поговорить об одном серьезном деле. И наконец - статистика. Статистикой необходимо заняться серьезно, это самый подходящий, нейтральный и благородный труд.

    Вот примерно и притом в самых общих чертах те разнородные влияния современной среды, среди которых молодому человеку приходится искать ответа на вопрос - что делать?

    "Уйду!" - думал он совершенно искренно, возвращаясь домой, по примеру земца и хроникера, в четыре часа утра.

    "Уйду!" - думал он, отыскивая в темной каморке спички.

    "Надо удрать!" - думал он, засыпая.

    Но наутро все-таки нужно было поговорить с m-me Булкиной, и он торопливо одевался и шел к ней, но на дороге попадался земец, который звал завтракать. "A m-me Булкина?" - "M-me Булкина может также приехать завтракать с нами". - "Отлично!" Завтрак с m-me Булкиной, хроникером и земцем, продолжающийся часа четыре-пять, наполнен, разумеется, все тем же несопротивлением злу, сопротивлением злу, "серьезным делом", сокрушением настоящей минуты "во всех смыслах", вздохом, смехом, опять вздохом, и наконец:

    - Не взять ли нам тройку?

    - Превосходно!

    И вот острова, какой-то "Помпей". Вот так и идет. Только было "засел" за статистику - вспоминается бюст, задумал поговорить о "серьезном деле" - хвать, очутился в "Помпее" или на вечеринке и уже поет во всю мочь "Дубинушку", и т. д. А к четырем часам утра, проводив домой m-me Чижову (которая пригласила непременно зайти на этих днях - она имеет что-то сказать) и возвращаясь домой, он опять-таки думает:

    "Удеру! Нет, надо удрать!" - и не всегда попадает в ту дверь, куда надо.

    надоедливым, тусклым, сумрачным, неоживленным никаким ясным живым течением - безвременьем.

    II

    Заняв отдельный кабинет, посетители некоторое время совершенно недоумевали - зачем собственно они здесь очутились? Они только что были у знакомых, где вдоволь наскучались, вдоволь наелись и выпили, и вот какая-то нелегкая занесла их опять в какую-то скверную клетку скучать, есть и пить. Никому в сущности ровно ничего не хотелось; следовало бы идти спать, но как же так закончить день? День-то ведь целый прошел, а как будто ничего существенного из него не вышло; как-то было слишком тягостно и скучно оставить его без конца. И вот надо было как-нибудь кончить.

    - Что же, - сказал земец, - надо позвонить!

    - Да, - промычал хроникер, развалившись на диване и дремля. - Позвоните кто-нибудь!

    - Да звонок-то около тебя... Протяни руку!

    - Ах, да!

    Хроникер протянул руку над спинкой дивана, поискал звонка и, найдя его, подавил пуговку.

    Явился сонный, вялый, утомленный лакей. На всей его измученной фигуре как бы тяготело целое столетие закусочных и питейных преданий того заведения, в котором он служил и столетний юбилей которого только что праздновался. Лицо его выражало огромное утомление, и казалось, что он утомлен именно этим бесконечным, сто лет не прерывающимся служением образованному российскому обществу, которое даже и есть-то путем не хочет и от которого никакого толку не выходит. Появление слуги подействовало на посетителей еще более удручающим образом. Он молчаливо ожидал их приказаний, но никому из них ничего не приходило в голову.

    - Что ж, - сказал, стараясь быть бодрым, земец. - Есть, что ли, будем?

    - Я уж, право, не знаю! - полусонно пробормотал хроникер.

    - А вы, Харитонов?

    - Мне все равно!

    - То есть что же это - все равно? Будете есть или нет?..

    - Так чего ж? Пожалуй... Ну, буду!

    - Дай карточку!

    Лакей подал книжку прейскуранта кушаньям и винам, и долго она ходила по рукам без всякого результата. Земец, перелистывая ее из страницы в страницу, перечитывая из строчки в строчку, расстегнул свой жилет, думая, что желудок, почувствовав некоторую свободу, сам потребует какого-нибудь кушанья, но желудок безмолвствовал и ровно ничего не хотел...

    - Ну, я потом! - сказал, наконец, земец, передавая книжку хроникеру.

    Но и тот решительно не знал, что ему нужно, и, пересмотрев книжку, положил ее на стол и сказал: - Чорт его знает... Не знаю!

    - Вы, Харитонов?

    - Вот желудок! Бифштекс?

    Харитонов только захохотал.

    - О, молодость! Ну так как же мы-то? Ведь нельзя так, уж поздно!

    - Ей-богу, мне все равно!

    - Чорт знает что такое! Дай-ка карточку-то!..

    Лакей, все время терпеливо ожидавший приказания и переминавшийся с ноги на ногу, вероятно сжалился над беспомощным положением "господ"; он вежливо наклонился к земцу и с заботливостью старой няньки в голосе проговорил:

    - А то неугодно ли наваги-с? Только что привезена-с...

    - А в самом деле!.. Я давно не ел наваги, - радостно воскликнул земец.- Отлично, давай наваги!

    - Фрит-с? - спросил лакей с тою же заботливостью в голосе.

    - Чего?

    - Я докладываю, как прикажете, жареную или же?..

    - Конечно, жареную! Почему же, однако, ты говоришь фрит, а не просто - жареная, мол, навага?

    Слова эти земец проговорил без всякой надобности и единственно только потому, что повеселел; повеселел же он, во-первых, оттого, что захотел наваги, а во-вторых, потому, что на него произвела весьма приятное впечатление тонкая черта заботливой внимательности старой крепостной няньки к балованному барчуку, которая звучала в голосе и видна была в глазах и манере лакея, позаботившегося вывести барина из затруднительного положения. Барчуки, хоть и реформенные, хоть и земцы, а любят, очень любят и до сих пор эту заботливость о себе преданной прислуги и весело чувствуют себя в положении балованных ребят.

    - Просто бы сказал жареное, по-нашему, по-русски, - продолжал баловаться и болтать что придет в голову сорокалетний балованный барчук, - а то фрит какой-то?.. Отчего фрит? Почему фрит?

    - А потому фрит называется, - улыбаясь тою же заботливой улыбкою, заговорил лакей, - что фрит есть слово повсеместное. Ведь на свете всякого народу много - немцы, французы, армяне, персианцы - мало ли?.. У всякого свое название всему... Теперича, положим, существует название жамбон. Кажется, что такое? Ежели разобрать, больше ничего <как> оказывается ветчина, очень просто! Ну, а как ежели всякий бы иностранец по-своему спрашивал, тогда ничего невозможно разобрать... Вот поэтому самому и устанавливается для повсеместного смысла одно название - фрит, например, омлет или, так сказать, беф, шатобриан, кюлот!..

    Скучающим гражданам с каждым словом этого монолога становилось почему-то легче и веселее. Вероятно даже, что причиною этого была совершенно неожиданная тема разговора, тема, решительно не имевшая ничего общего с теми современными, до крайности утомительными темами, которые уже до невозможности надоели нашим скучающим и из которых они, однако же, никаким образом не могли выбраться. Скучающие граждане наши, исчерпав в течение утомительного дня все эти утомительные темы разговора и убедившись, что безрезультатность их необходимо завершить чем-нибудь решительным, вроде ужина, когда и есть-то даже не хочется, - были приятно удивлены, что, помимо утомительных тем, казалось бы исчерпывающих решительно все вопросы жизни до самого корня, существуют еще какие-то темы непредвиденные и достойные размышления.

    - Да, - балуясь, серьезно произнес земец. - Так вот, брат, какая штука фрит! Ну, а кюлот что такое?

    - Просто сказать - говядина.

    Лакей как будто затруднялся ответом.

    - То есть... как сказать?.. мясо!..

    - Ну да, мясо, но какой сорт?.. Ну вот антрекот один сорт, а кюлот?..

    Лакей потупился, и на его лице легла какая-то жалобная черта.

    - Этого, извините, - робко проговорил он, - этого всего нам разобрать невозможно!

    - Так как же ты можешь служить?

    - Как служить? Названия знаем, а так, чтобы вникать в это, нам невозможно! Нам, дай господи, только не забыть названия да до кухни добежать, не перепутать; иной раз подаешь троим, четверым, в двух кабинетах - дай бог только это упомнить. А чтобы так до тонкости знать, это даже и сил наших не хватит.

    - Будто?

    - Поверьте! Помилуйте, одного бефу двадцать пять сортов, соуса и с томатом и с финзербом или, теперича, вина, ликеры? Ну, вина еще так-сяк - нумера... А ликеры, например? цвет один, а вкус разный; один говорит: "жинжеру", а другой бенедиктину требует. Помилуйте, от одних ликеров - покуда запомнишь, какие у какой бутылки бочка, - и то голова кругом пойдет! Мы иной раз в шестом часу гостей провожаем, а в девять опять на ногах... Как можно нам знать все! Слава тебе господи, что хоть прейскурант-то вызудил без ошибки, извольте-ка посмотреть книжку-то, а ведь ее надо всю насквозь знать!

    Начав разговор как самый ординарный трактирный лакей, продолжая его в простодушном и шутливом тоне заботливой няньки, при последних словах этот шаблонный человек неожиданно для всех вдруг предстал пред скучающими господами во образе самого кроткого добродушного деревенского мужика, работника, каторжного работника, в поте лица своего зарабатывающего хлеб. Кто-то нарядил его во фрак, научил его держаться по-лакейски, заставил выражать всей своей фигурой удовольствие при виде кушающих и пьющих господ, заставил "затвердить" сотни каких-то слов, неведомо что означающих, словом, замаскировал и скрыл его подлинную человеческую суть, - и вот эта-то суть, горькое, каторжное существование простого рабочего человека, недосыпающего и недоедающего, вдруг зазвучало в его монологе о ликерах и финзербах так ясно и так жалобно, что: скучающие посетители не осмелились продолжать шутки.

    - Конечно, - продолжал лакей, уж не как лакей, а как каторжный работник, - конечно, кто знает, например, иностранный язык и досуг у него есть, так это очень легко затвердить, а нашему брату, мужику, очень это трудно! Я отродясь не знаю, каков-таков и досуг-то есть на свете... Десяти годов меня в Петербург представили из деревни-то... У нас в Ярославской губернии народ все отхожий - то в Москву, по трактирной части, то по фабричной... У меня отец на фабрике помер, остались мать, две сестры маленькие да я по десятому году. Мать-то на фабрику пошла, а меня в Питер увезли. Нас, ярославских ребят, как телят, в Питер возят. Такие есть мужики - наберет мальчишек штук десяток, на свой счет представит их в Питер ли, в Москву ли и раздает по трактирам, по кабакам. Конечно, на этом и наживает с хозяев. Там меня десяти годов на Сенную, в самый черный трактир определили. День и ночь торговали, извозчицкий. Два года стоял за стойкой, посуду мыл. А что побоев! Все по голове, все по затылку, с оплеухой! Так сколько я претерпел, покудова господь меня сподобил с Сенной-то из вертепа достигнуть до ресторана! Конечно, добрые люди помогли, научили всему.

    - Да чему же тут учить?

    - Помилуйте, как чему? Теперича на свадьбах официантом приглашают, все надо знать - оршад, лимонад, весь порядок... Да тут страсть господня! Опять как подать, как обойтись... Облей-ка соусом-то гостя - ну, и вон! Как можно! Тут ни дня, ни ночи покою нет. Главное, спишь кое-как, совсем по нашей должности сна мало... Так тут, при такой жизни, где уж нам доходить до всего - дай господи только памятью не сбиться! Я этот самый прейскурант-то месяца три по ночам зудил, с огарком, покудова вошел в память. Только бы, господь дал, не перепутать. А кроме того, надо с гостем обойтиться уметь, услужить ему; а иной буйный на то и в трактир идет, чтобы наскандальничать... Иной раз не дожарят или пережарят - а ругают-то нашего брата. Бывает, который сердитый гость, так прямо тарелкой в рыло норовит: ему нипочем, например, в сердцах за лацкан дернуть, оторвать или соусом каким облить... А ведь фрак-то мало-мало девять целковых! Нет, наша должность трудная! Конечно, из-за доходов бьемся, а то бы нечшо можно на такую жизнь согласиться?..

    - Ну а какая бы для тебя жизнь была лучше, по твоему вкусу?

    - Лучше деревенской жизни на свете нет! - по-детски радостно сказал он... - Это самое и есть моя великолепная мечта - жить в деревне своим хозяйством. Как можно! Места какие у нас! Выйдешь утром, воздух - аромат один, кругом на пятнадцать верст видно, двадцать деревень в хорошую погоду насчитать можно... И, господи помилуй, как хорошо! Годика два еще помаюсь, а там и к своему месту... Помилуйте - какое сравнение? своя скотина, свои огороды, родня, сестры, жена, маменька, все по душе, никто над тобой не командует, не понукает, - как можно сравнить! Я только вот из-за деревни все и бьюсь, всеми правдами и неправдами.

    - И неправдами даже?

    - Вполне верно-с! Ежели жить нашему брату, бедному человеку, по правде, так нам никогда невозможно выбраться на белый свет... Истинным богом! Я уж и сам думал - как жить без обману? Однако вижу - никак нельзя! Да вот, например, женился я, так прямо доложу, с обманом! Вполне сделал подделку...

    - Подделку?

    в пустыню, и без копейки денег - то с ней пропасть невозможно, сейчас с ней станет и тепло, и весело, и то есть превосходно! Кажется, из трех лучинок она уют тебе сделает - вот какой человек! Вот как познакомился я с ней на вечеринке в деревне, за кадрилью (конечно, я, само собой, во фраке, и она все одно как барыня, со шлейфом, все как должно)... познакомился я с ней, понравились мы друг дружке с первого разу, я говорю: "Как, мол, Маша, насчет закона?" Она мне и отвечает: "Не отдаст, говорит, родитель, потому у тебя ничего нет, а наше семейство - богатые мужики". А точно - богатые мужичищи, старого завета, дом серьезный... "Как же, говорю, быть нам?" - "Думай, говорит, - еще год подожду, ни за кого не пойду, а больше мне ждать не дадут, силом выдадут..." (Конечно, виду не подает, веером орудует.) Что тут делать? Не с ножом же идти денег добывать, не такой у меня характер. Только воротился я в Петербург, тоскую, мучаюсь, не знаю, как быть, а швейцар у нас в ресторане расспросил меня, в чем дело, да и присоветовал: "Эко, говорит, беда! да ты вот как: накупи старых лотерейных билетов да разных объявлений - вот тебе и деньги! Ведь они, мужичье темное, не разберут". Что же вы думаете? Пошел я по табачным. "Нет ли старых билетов?" - "Как не быть!" И накупил я постепенно на три целковых - штук двести этого хламу - с орлами, с разными разводами, и все двести тысяч, дом, серебряный самовар, сервиз - страсть, что богатства!.. А швейцар, дай бог ему здоровья, говорит: "Погодь-ко, говорит, малый, поищу я тебе еще одну штуку. Служил я, говорит, в одной банкирской конторе, так выпускала она объявления, очень под деньги подходящие". Порылся в сундуке и вытащил эку пачку этих объявлений - как есть выигрышные билеты! Все в кругах, в звездах, разными красками, и все опять же двести тысяч, семьдесят пять тысяч, пятьсот, сто... Эдакими цифрами - за версту увидишь. "На-ко, говорит, парнюга, поправляйся на здоровье! Дай бог час!" Такой душевенный человек швейцар-то, гвардеец - дай бог ему здоровья! Ну вот набрал я себе таким манером капиталов, купил бумажник самый просторный, набил его так, чтобы видно было и чтоб под деньги подходило, - и в деревню! Цельный год я капиталы-то эти наживал. Приехал в деревню - повидал Марью, секрета ей не открываю - думаю, как бы она не осердилась на обман, помолился богу, пошел к родителям... Опять же вечеринка была. Вот я сижу рядом с отцом-то, держу себя небрежно, вроде барина, ничего не говорю, а так выну бумажник, достану оттуда папиросу, а бумажником так действую, чтобы миллионы-то мои ему в нос ударили. Упорный старичишка, а на деньги жаден! Вот он глазом-то и стал вцепляться в бумажник... Заметил это я, пришел в другой раз, переложил хламье-то настоящими бумажками (было у меня денег рублей с пятьдесят, то есть настоящих денег), перемешал я их с хламьем - пошел. Опять же вынул папиросу, да нарочно и оброни бумажник-то, миллионы-то и рассыпались по полу. Старичишка раззарился - подбирать: хватает обеими руками, видит настоящие-то деньги, а хламье-то ему тоже деньгами показались... Вижу я - разгорелись у него глазища... И раз, и два, и три я его этак-то раззадорил, а затем и говорю: "Так и так!.. Хочу, мол, жениться на Маше, дом буду строить, лавку открывать... деньги есть..." Тут старичишка-то и раскис. "Согласен!" Да пятьсот рублей я с него и счистил в приданое, окромя всего прочего!..

    Это было сказано так детски-радостно, что истинно по-детски обрадовались даже и скучающие господа посетители.

    - Да на эти деньги и дом купил и корову; маменьку, сестер, жену поселил - положил, одним словом, начало хозяйству, а потом дошел к тестю-то, упал ему в ноги, повинился... Ну уж и было! Что и рассказывать! Да и наплевать! Теперь помирились, как увидел он мои труды и заботы. Ну, а уж Маша, так уж так меня за это оценила - лучше невозможно! Как поженились, я и говорю: "Ну, говорю, Машутка, надо тебе говорить всю правду"... И рассказал; думаю - заругается, обманщиком сочтет, а она подумала, подумала: "Ну, говорит, Миша, эдакого умника я еще от роду не видывала, как ты это умно меня выхватил! Вот так уж умник!" Гладит мне голову, нахвалиться не в состоянии... И швейцар тоже радехонек!.. Как узнал, рассказал я ему, так чуть мы оба со смеху не умерли! Напился в этот день и меня напоил (в первый раз в жизни я выпил) на свои деньги... "Давай-ко мне, говорит, миллионы-то, я еще кому-нибудь поспособствую!" Ну, я ему и вручил все свое состояние... Так вот как! А не обмани я? Маменька бы совсем от трудов измаялась, а сестры тоже не миновали бы фабрики, а теперь все слава богу, сами себе хозяева, живут дружно! Ведь по-людски жить-то хочется. И я теперь кажинную малость - все в дом, все в дом. Наберешь десятку - в деревню! попалась трешка - туда ее! Одних фраков своих я туда переслал шестнадцать штук.

    Эти слова невольно заставили слушателей, что называется, покатиться со смеху.

    - В деревне-то? Да помилуйте, в деревне всякая малость нужна, только что она там является в большом преображении... В Петербурге, положим, фрак требуется мужчине, ну хоть бы нам, прислуге, или же господам, а в деревне он у нас весьма превосходно преображается для баб.

    - Фрак-то?

    - Фрак-с! Да вы извольте взять во внимание: сукно, хоть и вытерто, а ведь оно плотное, перелицевать его; так оно все одно как новое. У меня случались фраки очень добротной материи; я один фрак с покойника купил, так ему и сейчас износу нет.

    - Как с покойника?

    бы мне что-нибудь осталось!" Вот я и обменял; пять рублей придал да свой и отдал, а тот-то снял, вычистил, значит, выветрил, спиртом проспиртовал да года три превосходно щеголял, а теперь он в деревне уже второй год действует.

    - Но как же бабы-то, как бабы-то во фраках у вас ходят - ты вот что скажи?

    - Да вы и следу-то не найдете от фрака-то, как он там у нас преображается. И каков таков фрак был - и то вспомнить даже невозможно! А не то что во фраке ходить бабам. У меня там теперь жена да две сестры, девицы. Одну хочу замуж выдавать, мужика в дом возьмем. Тепериче хозяйство у них молочное - четыре коровы, теляты. Телят поим, продаем; вот фраки-то мои и пригодились им по хозяйству; теперь в зимнее время надо встать ночью, подоить, попоить, покормить - вот мои бабенки и переладили себе из моих фраков подходящие костюмы вроде дипломатов: лацкана эдаким вот манером отворочены (он показал на своем фраке, как именно) - и, стало быть, груди тепло, а тут, в этих местах, стало быть, фалды отрезаны от трех фраков, по шести фалдов на юбку вышло - пришиты дружка к дружке в складку, ну и, конечно, на вате - ан оно и тепло! Да года на три, на четыре хватит... А продать его татарину? рубь серебром, больше не дадут. А которые остались без фалдов, и те тоже подработаны под кофты, одну маменьке на заячьем меху уделали - зябка стала, старушка! вот ей и потеплей, в кофте-то. И - боже мой! В деревне? Да в деревне всякая малость, все она по-нашему, по-мужицкому, преображается.

    - Но это великолепно! - захохотал на всю комнату окончательно развеселившийся земец.

    - Да как же не великолепно? - развеселившись еще более, чем земец, и весь сияя, продолжал лакей. - Даже очень великолепно! Теперь вот, почитай, хозяйство все налажено, сестру замуж выдам, можно, пожалуй, и земельки попросить. А сам, ежели господь даст терпенья, промаячу еще годика два, да и туда же, под собственный кров... Уж и отдохну же на вольном воздухе ото всех моих мытарств! И будем жить с Машей честно, благородно, своим трудом. А уж места какие! Господи боже мой!

    - Так прикажете наваги? - вспомнив свои обязанности, сказал лакей, снова возвращаясь к своей должности и манере.

    - Наваги? Фрит? Давай, давай!.. Просто превосходно! даже есть захотелось... Давай наваги!

    - Да и мне даже что-то есть хочется, - проговорил хроникер. - Принеси-ка мне... как его? кюлот этот!

    - Слушаю-с!..

    - орал земец... "Там живое желание жить, да, жить! да непременно на белом свете, а не на че р ном, не в черную ночь! да непременно "честно, благородно!" Именно - о родно", на всей своей воле.. . по-крестьянски... Да! там, там! а мы? мы? мы? мы?"

    долго разговаривать и бесконечно долго есть.

    - Человек!.. - поминутно раздавалось из шумного кабинета; приятели ели, пили, пили и ели и долго не чувствовали ни малейшей потребности уходить из кабинета.

    III

    Часу в шестом утра все они, пошатываясь и придерживаясь за перила темных лестниц, тяжелыми стопами пробирались к своим квартирам, и каждый из них думал, что не все пропало, что "там что-то уе з жать" поскорей отсюда.

    - Вот это самое! честно, благородно! Оно самое и есть! - скидывая в темноте своей каморки шубу вместе с сюртуком и сапоги вместе с калошами, бормотал и охмелевший юноша Харитонов. - Оно! Вся суть! Честно, благородно! Н-да! И удеру! Удирать надо! вот главное! Удирать! Только вот к m-me Чижовой... поеду - и фють! Эй, любезные! - гаркнул он среди всеобщей тишины и мертвого сна меблированных комнат, вообразив себя на ухарской тройке.

    Но, опомнившись и осмотревшись, потихоньку улегся в кровать, вздохнул и, еще раз сказав себе:

    Так вот и еще страничка о "земельке"! Одна мысль о ней сразу оживила и осияла забитую тяжким трактирным трудом душу лакея, преобразив его в настоящего человека, да и у господ возбудила... аппетит.

    1. Последнее средство
    2. Развеселил господ
    3. Добрые люди
    4. На бабьем положении
    5. Урожай
    6. Петькина карьера
    7. "Недосуг"
    8. После урожая
    9. Избушка на курьих ножках
    10. Разговоры в дороге
    11. Не быль, да и не сказка
    12. Заметка
    13. "Взбрело в башку".
    14. "Выпрямила".
    15. Про счастливых людей.
    Примечания
    Раздел сайта: