• Приглашаем посетить наш сайт
    Клюев (klyuev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1865"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Письмо Успенского Неизвестной. 4 июля 1865 г .
    Входимость: 4. Размер: 5кб.
    2. Корреспондент (из цикла "Сторона наша убогая")
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    3. Новые времена, новые заботы. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    4. Разоренье. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    5. Мещеряков Н.: Успенский Глеб Иванович
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    6. Николай Александрович Демерт
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    7. Мелочи. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    8. Письма. Указатель умен и названий.
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    9. Растеряевские типы и сцены. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    10. Друзин В., Соколов Н.: Г. И. Успенский
    Входимость: 2. Размер: 112кб.
    11. Пруцков Н. И.: Г. И. Успенский
    Входимость: 1. Размер: 86кб.
    12. Письмо Успенского Успенским И. Я. и Н. Г. 13-15 января 1864 г.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    13. Скучающая публика. IV. Трудами рук своих
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    14. Столичная беднота. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    15. Морозов П.: Г. И. Успенский: биографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    16. Письмо Успенского В Комитет литературного фонда. 1-2 сентября 1873 г .
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    17. Шулятиков Владимир: Памяти Г. Успенского
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    18. Хронологическая канва жизни и деятельности Г. И. Успенского (автор неизвестен)
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    19. Мученики мелкого кредита
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    20. Примерная семья
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    21. Письма Успенского
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    22. Письмо Успенского Гольцеву В. А. 25 ноября 1888 г .
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    23. Бог грехам терпит. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    24. Деревенские встречи. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    25. Письмо Успенского Кулакову А. П. 3 ноября 1866 г .
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    26. Демченко А. А.: Успенский Г. И. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    27. На постоялом дворе
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    28. Поездки к переселенцам. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    29. Неизвестный
    Входимость: 1. Размер: 75кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Письмо Успенского Неизвестной. 4 июля 1865 г .
    Входимость: 4. Размер: 5кб.
    Часть текста: совершаются со мною дела, - <......> {В подлиннике несколько слов вырезаны. - Ред. } и боюсь, что ни один из моих планов не осуществится.- Ужасно! Я теперь 1000 раз вспоминаю Чернигов, - тот покой и удобства к работе, которые окружали меня там; Вы можете себе представить, что у меня до сих пор по недостатку денег - нет комнаты? Почему я живу в беседке, - где крыша до такой степени накаливается жарко, - что решительно не только писать, - думать невозможно. Купальни за 2 1/2 версты, - кроме того, выйти из дому решительно невозможно, ибо - на улицах существует белая едкая известковая пыль, от которой портится платье, тем паче рожа людская. На днях, впрочем, переедем на квартиру, и тут мне приходится обитать в комнате в 1 1/2 арш. ширины и аршин в 5 длины, - линейка какая-то. Что будет - не знаю, - но писать, без всякого сомнения, буду, - необходимо. Фельетон о Черниг <ове> послал безо всякого изменения, - знаю, что глупо, - но что делать... Ей-ей, нужны деньги, - и уж вовсе не до переделки таких и без того дурацких вещей. Что же Вам еще сказать? О себе я сказал всё - т. е. ничего не делаю и жду погоды; <......> {В подлиннике несколько слов вырезаны. - Ред. } состоянию. Июня уже того. .. и поэтому у них в семействе только и слышишь: да мальчик, ей-богу мальчик! - Маменька, да оставьте, - гов <орит> Нюня. - Ей-богу... Что там! Вот нашла церемонии, - дело божее. -Нюня ходит поэтому по 2 шага в час, и через пороги, через лучинки и соринки, попадающиеся на пути, перелезает, как через Альпийские горы, приподнимая платье спереди и высоко занося ноги, чтобы не оступиться. Я туда не хожу. Если случится, то единственно за папиросной бумагой, по нищете, впрочем...
    2. Корреспондент (из цикла "Сторона наша убогая")
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: бог не послал ему утешения, дозволившего снова открыть свою лирическую душу, снова тронуть пером, и притом тронуть уже на пользу отечеству, а не для того, чтобы самому наслаждаться плодами своих рук и головы. Дело в том, что Чернилов получил от приятеля из Петербурга письмо, в котором, между прочим, говорились такие вещи: "Об изложении не заботься: мы это здесь всё пересоорудим; главное дело, подхватывай на лету факты, события в провинциальной жизни, скандальчики (N. В. Слово скандал в провинции можно относить к происшествиям, вращающимся преимущественно в области физиогномии, как то: затрещина, оплеуха и другие хорошо известные в общежитии случаи. В столице слово скандал имеет гораздо более применений, потому что народ развитее). Так, главнее всего, старайся поболее накопить таких скандалезных историй (покража казенных денег, госпожу N застали с писцом К. на Хлебной площади и проч., понимаешь?). В этом, надо сознаться, для публики главный интерес; это распространяет издание в провинциях. Но не забывай и столицы: столица всегда смотрит на вашу братию, провинцию, с нахмуренными бровями, - дескать: "Я тружусь, я думаю за вас, вы-то сами делаете ли что-нибудь?" Для сего ты в конце каждого письма прибавляй какое-нибудь известие, которое бы нашим пришлось, как говорится, по-нутру; например: такого-то числа с быстротою молнии пронеслись слухи об женской гимназии; известие это, как электрический ток, пробежало, охватило, обрадовало, и проч. и проч. в этом...
    3. Новые времена, новые заботы. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 43кб.
    Часть текста: были напечатаны в той же последовательности, что и в будущем цикле, но очерк "Больная совесть" во второй сборник не вошел; вместо него на предпоследнем месте (перед рассказом "Голодная смерть") был перепечатан рассказ "Парамон юродивый" (см. т. 1 наст. издания). Название цикла ("Новые времена, новые заботы") появилось лишь в первом издании собрания сочинений Успенского (СПБ., 1883, т. III); но и здесь очерк "Больная совесть" еще не входил в цикл, а печатался в качестве приложения к нему. Лишь при подготовке писателем второго издания собрания сочинений (СПБ., 1889, т. I) композиция цикла была окончательно завершена. Тему цикла "Новые времена, новые заботы" раскрывает его название. Являясь и хронологически и по своей тематике непосредственным продолжением "Разоренья", цикл "Новые времена, новые заботы" изображает следующий этап исторического развития России в пореформенную эпоху. Очерки и рассказы Успенского рисуют усиливающееся развитие капитализма и его проникновение в деревню, описывают ломку взглядов и привычек, совершающуюся под влиянием этого развития у различных слоев населения, еще опутанных полукрепостническими, патриархальными пережитками, искания разночинной демократической интеллигенции. В освещении всех этих проблем Успенский выступает как подлинный писатель-реалист, продолжающий демократические традиции литературы 60-х годов. Это позволило ему приблизиться в своем изображении глубоких противоречий пореформенного развития России к Некрасову и Щедрину. Рассказы и очерки цикла "Новые времена, новые заботы" писались Успенским в обстановке жестоких цензурных преследований. В 1874 году по постановлению Петербургского цензурного комитета была уничтожена майская книжка журнала "Отечественные записки", где была напечатана повесть Успенского "Очень маленький человек" (см. примечание к...
    4. Разоренье. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    Часть текста: воды, ниже травы" - 1870, NoNo 1, 3; "Наблюдения провинциального лентяя" - 1871, NoNo 8, 10, 12. В 1871-1873 годы Успенский после большой стилистической правки перепечатал эти повести с некоторыми купюрами в серии "Библиотека современных писателей", издававшейся А. Ф. Базуновым: "Разоренье" - в одноименном сборнике (1871), "Тише воды, ниже травы (Провинциальные заметки)" - в сборнике "Очерки и рассказы" (1871), "Лентяй, его воспоминания, наблюдения и заметки" - в одноименном сборнике (1873). Судя по сохранившимся письмам Успенского, а также по ранним редакциям, повесть "Разоренье" представляла собой первую часть задуманного писателем большого произведения, "романа", как он его называл, о новой, пореформенной эпохе. Главным героем этого романа должен был быть протестующий рабочий. Однако трудности создания большого эпического произведения о современной действительности в переломный исторический период, цензурные препятствия и, наконец, материальная нужда, не дававшая писателю возможности длительно работать над своими произведениями, помешали осуществлению этого широкого замысла. Задуманный Успенским роман не был создан, а на материале, собранном для него, были написаны повести "Тише воды, ниже травы", "Наблюдения одного лентяя", лишь отчасти связанные с первоначальным замыслом. В 1883 году при подготовке к изданию первого собрания сочинений Успенский объединил все три повести в один цикл, тем самым как бы...
    5. Мещеряков Н.: Успенский Глеб Иванович
    Входимость: 2. Размер: 29кб.
    Часть текста: дикость понятий, неразвитость и вообще отделяла от жизни белого света на неизмеримое расстояние". Окончив курс гимназии в 1861, У. уехал в Петербург и поступил на историко-филологический факультет ун-та. Это было время студенческих волнений, и занятий в ун-те почти не было. Впрочем, У., увлеченный революционными идеями, широко охватившими в то время учащуюся молодежь, мало думал об университетских занятиях; его тянуло к какой-то очень неопределенной, но широкой общественной работе. В 1862 У. переехал в Москву, но и здесь из учения в ун-те ничего не вышло. Лит-ую деятельность У. начал летом 1862 в педагог. журнале Л. Н. Толстого "Ясная Поляна" (псевдоним - Г. Брызгин). Затем работал в маленьком московском журнале "Зритель". В 1863 Успенский снова уехал в Петербург и здесь начал печататься уже в толстых журналах: в "Библиотеке для чтения" (очерк "Старьевщик"), в "Русском слове" (очерк "Ночью" и др.). По приглашению Некрасова в 1865 он стал сотрудником "Современника" ("Деревенская встреча", "Нравы Растеряевой улицы"). Но, несмотря на свой сразу выявившийся крупный лит-ый талант, не имел прочной работы ни в одном крупном...
    6. Николай Александрович Демерт
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    Часть текста: что такое работа до смерти. Демерт действительно пил, но работал он трезвый, а вспомнить - как много он работал, сколько дней в течение месяца не отходил он от стола! Почему три-четыре дня, остававшиеся ему свободными в течение месяца работы, он отдавал "зелену вину"? Уж не в работе ли, не в ее ли свойстве, не в ее ли размерах и задачах корень гибели Демерта? Что же он делал? Заимствуем из некролога Н. А. Демерта, напечатанного в 12 No "Отеч<ественных> з<аписок>" прошлого года г-ном К., некоторые биографические подробности, которые, мы надеемся, выяснят нам кое-что в отличительных свойствах Демерта как работника. Демерт родился в 1835 году, у него было много братьев, из которых он был самым младшим. "Учился он сначала в Казанской гимназии, потом в Казанском университете, где окончил курс кандидатом по юридическому факультету. Это было примерно в 1858 году. По выходе из университета он несколько лет был домашним учителем у помещика Д.". "По освобождения крестьян - он был мировым посредником первой их серии, причем имел возможность близко узнать тяготы и нужды крестьянского быта, а с открытия земских учреждений стал членом Чистопольского земства, а потом и председателем земской управы. Но долгое пребывание в провинции было ему не по нутру, он стремился в столицы и сначала уехал в Москву, а потом, в 1865 году, появился и в Петербурге". Затем, с 1865 года, начинается его литературная деятельность. Из приведенного отрывка мы просим читателя обратить внимание на цифры, то есть на годы. Что такое было в России в пятидесятых и начале шестидесятых годов, и как то, что было, должно было действовать на бесспорно даровитую натуру Демерта? Освобождение крестьян, новая жизнь, новая ...
    7. Мелочи. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    Часть текста: сохраняется, так как сам Успенский оставил его в последующих изданиях своих "Сочинений". В первый том "Мелочи" переносятся потому, что тематика входящих в них рассказов 1865-1868 годов тесно переплетается с тематикой цикла рассказов "Столичная беднота". 1. Дворник Рассказ впервые напечатан в серии "Петербургские очерки. 1. Дворник (Вместо предисловия). 2. No 24 и его обитатели. Шалопай. 3. Арабеска не более" ("Будильник", 1865, М. No 80, 84, 85, 88, 90), под псевдонимом М. Б - н. Из этих очерков только "Дворник", с небольшими исправлениями, перепечатывался автором "в сборнике "Глушь", СПБ., 1875 года, в отделе "Из столичной жизни", и во всех изданиях "Сочинений". Успенский недаром обращает внимание читателя на "незаметную" фигуру дворника, называя его героем настоящего времени, - новые персонажи, новые типы из трудового народа усиленно выдвигала демократическая литература 60-х годов. Стр. 327 ...под мотив из "Эрнани" - опера Джузеппе Верди (1813-1901) "Эрнани" (1844), написанная на сюжет одноименной драмы в стихах Виктора Гюго. 2. По черной лестнице Рассказ впервые напечатан в журнале "Женский вестник", 1867, VII, с подзаголовком "Столичные нравы". С сокращениями он был перепечатан в сборнике "Глушь" 1875 года, в отделе "Из столичной жизни"; из этих сокращений надо отметить вычеркнутое Успенским н начале рассказа описание "лютой петербургской зимы" и ее тяжелых последствий для бедноты. Рассказ подвергся стилистической правке при включении его автором в "Сочинения". Стр. 343. Журфиксы - вечера...
    8. Письма. Указатель умен и названий.
    Входимость: 2. Размер: 56кб.
    Часть текста: сотрудник "Отечественных записок", "Слова", "Недели", "Северного вестника" и др. Аверкиев Дмитрий Васильевич (1836-1905) - писатель и критик консервативного лагеря. Агафонов Николай Яковлевич - издатель-редактор "Камско-Волжской газеты". Адель Соломоновна - см. Херадинова А. С. Аккерман Луиза (1813-1890) - французская поэтесса. Аксаков Иван Сергеевич (1823-1886) - поэт и публицист, видный деятель славянофильского лагеря, редактор и издатель ряда славянофильских периодических изданий. Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) - писатель, отец И. С. Аксакова. - "Семейная хроника". 74 ("Записки") Алалыкин П. А. - дядя Ф. М. Решетникова. Александр Иванович - см. Иванчин-Писарев А. И. Александр Павловичем. Кулаков А. П. Александра Васильевна - см. Успенская А. В. Александра Сидоровна - см. Григорьева А. С. Алексей Михайлович (1629-1676) - русский царь с 1645 по 1676 г. Алчевская Христина Даниловна (1843-1920) - украинская общественная деятельница в области народного просвещения. - "Что читать народу?". Алябьев Н. И. - с 1872 по 1876 г. издатель журнала "Грамотей". Анна Васильевна - см. Бараева А. В. Анна Ивановна - см. Кулакова А. И. Анненков Павел Васильевич (1813-1887) - критик и историк литературы, редактор первого научного издания сочинений Пушкина. Анненский Николай Федорович (1845-1912) - статистик и публицист народнического направления. Антонова А. Г. - ростовщица....
    9. Растеряевские типы и сцены. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    Часть текста: Впервые рассказ напечатан в журнале "Будильник", 1867, No 5 от 3 февраля, и No 6 от 10 февраля, под заглавием "Бойцы (Из провинциальных заметок)"; с довольно большими сокращениями в описаниях и диалогах, а также со значительными стилистическими исправлениями рассказ перепечатывался в сборнике "Нравы Растеряевой улицы", СПБ., 1872 года и во всех изданиях "Сочинений". Описаниями закоулков окраины Тулы и жизни ютящихся там в лачугах мастеровых рассказ значительно дополняет первые очерки "Нравов Растеряевой улицы", посвященные изображению быта и нравов тульских ремесленников. "Понятливый" мастеровой Гаврила Иваныч, автор обличительных произведений против "разных неправд", напоминает Михаила Ивановича в "Разорении", в прошлом рабочего тульского Оружейного завода. Фамилия Салищев выбрана Успенским, видимо, не случайно - она упоминается в материалах Центрального военно-исторического архива, в делах по расследованию волнений тульских оружейников в 1863 году; Салищев является одним из доверенных от рабочих, выбранных для разговоров со следственной комиссией и для составления жалобы царю на командира завода (Ученые записки Тульского гос. педагогич. института, вып. II, Тула, 1951 г., стр. 48-62). 2. Нужда песенки поет Впервые рассказ напечатан в журнале "Дело", 1866, I, под заглавием "Нужда песенки поет (Из провинциальных заметок)"; с незначительными сокращениями и изменениями стилистического характера перепечатывался в сборнике "В будни и в праздник", СПБ., 1867 года (под заглавием "Фокусник"), в сборнике "Очерки и рассказы", СПБ.,...
    10. Друзин В., Соколов Н.: Г. И. Успенский
    Входимость: 2. Размер: 112кб.
    Часть текста: классической литературы, видное и почетное место занимает творчество Глеба Ивановича Успенского. В свои взволнованные, горячие произведения о русском народе выдающийся писатель-демократ вложил боль и страстность своего большого сердца, мощь и вдохновение яркого, неповторимого таланта. Литературная деятельность Успенского началась в 1862 году и оборвалась в начале 1890-х годов; вся творческая жизнь писателя целиком приходится на ту эпоху русской жизни, когда, по определению В. И. Ленина, происходила "быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых "устоев" старой России", {В. И. Ленин. Сочинения, т. 16, стр. 301.} когда "на смену крепостной России шла Россия капиталистическая". {Там же, т. 17, стр. 66.} И можно без преувеличения сказать, что представление об этом сложном переходном периоде в жизни пореформенной России, особенно о жизни деревни, было бы неполным без обращения к произведениям Успенского. Историческое значение деятельности Успенского обусловлено прежде всего тем, что он своими произведениями на протяжении всего творческого пути отвечал на коренные запросы современной ему русской жизни. Для писателя самыми близкими интересами были интересы широчайших народных масс; творческие задачи писатель стремился решать с позиций передового, революционно-демократического мировоззрения, на основании глубокого и тщательного изучения самой жизни. Типичный разночинец по жизненной и писательской судьбе, Успенский всею своею деятельностью связан с ходом русского освободительного движения на втором, разночинском, этапе его развития. Воспитанный на идеях революционной демократии, пронесший через всю жизнь дорогие ему имена Чернышевского и Добролюбова, Некрасова и Щедрина, Успенский стремился на практике, в своем творчестве, воплотить принципы и требования революционно-демократической эстетики. В 1870-1880-е годы в поисках ответов на коренные вопросы русской жизни Успенский близко соприкоснулся с революционным народничеством. Но в ту же пару своими правдивыми картинами...