• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • Из деревенского дневника. Часть 1. Глава 8.

    Часть 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    Часть 2: 1 2 3 4 5 6 7 8
    Часть 3: 1 2 3 4 5
    Часть 4: 1 2 3 4 5
    Часть 5: 1 2 3 4 5 6 7
    Часть 6: 1 2 3 4 5
    Часть 7: 1 2 3 4 5 6 7
    Часть 8: 1 2 3 4 5 6 7
    Часть 9: 1 2 3 4
    Приложения
    Примечания

    8

    "Непорванные связи".} только теперь, когда в барском доме поселился просто немецкий кулак Клейн, барский дом стал заслуживать в глазах крестьянина внимание и даже уважение... Да! В доме живет просто кулак, а крестьянин начинает видеть в нем нечто высшее, так как здесь - единственное место в деревне, откуда можно хотя изредка, но все-таки получать чистые деньги... Отцом и благодетелем становится этот какой-то Адольф Иваныч, содержавший в Петербурге дом терпимости. Все знают это, но все-таки уважают Адольфа Иваныча, и уважают не только потому, что он дает хлеб, давая работу, а и потому, что он сумел выбиться, выйти в люди, в помещики, тогда как был такой же мужик, как и все. Это уж уважение интеллигентности, понятной крестьянину, поставленному в необходимость выше всего почитать рубль серебром. Что Адольф Иваныч этот нажил деньги нечистым путем - за то он сам и ответит пред богом: это его дело; а главное - умел нажить. О его высших качествах ума свидетельствует также и то, что он не капризничает без толку, не проедает добра, не колобродит с канавами и дренажами, а просто обирает, где только возможно, экономно и умно, запрягая этих же самых крестьян в труднейшие работы, которые стоили бы больших денег, если бы Адольф Иваныч не был умен и не сумел бы обыграть мужиков на водке, словно на картах. Решительно ни один крестьянин не может, то есть буквально не в состоянии не уважать этого Адольфа Иваныча как ум, как талант, так как у каждого крестьянина на плечах лежит та же самая тяжкая задача - "добыть денег", которую Адольф Иваныч так блистательно разрешил. Есть между слепинскими мужиками просто влюбленные в последовательность и неумолимую логику, с которою Адольф Иваныч преследует свои цели. Вот пример: у соседней помещицы стала пропадать мука из амбара. Она приказала караулить своему приказчику; приказчик укараулил какого-то мужика, царапнул eгo камнем и привел к барыне. Нужно прибавить, что приказчик - человек тоже "энергический" и тоже "последовательный".

    Пойманный мужик стал просить помилования, и барыня простила. Последовательный приказчик немедленно попросил расчета.

    Я видел его, когда, по получении расчета, он отправлялся к Адольфу Иванычу просить места. Рассказав историю с вором, он прибавил: "Что ж это такое? Нешто можно так поступать? Опосля этого они (то есть собственные же его односельцы) и всё будут таскать да в ногах валяться... Нет, у Адольф Иваныча этого нет: уж у него, брат, раз что сказано - свято! Сказал "бей!" - уж бей, постоит за тебя до последнего слова; хоть к мировому, хоть в сенат - уж не отступится от своего... А это что ж такое?.."

    Итак, не отступайся от "своего", гони "свою" линию до последнего предела, наживай где и как можно, ответ один - богу!.. Вот в каких формах начинают выясняться преимущества умного человека перед глупым.

    - Чистый дурак или чистая дура, - скажут вам о том или другом помещике или помещице. - Так надо сказать - балалайка бесструнная.

    - Да как же, помилуйте! кабы ежели бы он (или она) свою пользу понимал, нешто бы он стал так-то?.. А то судите сами...

    И затем рассказывается история, из которой видно, что человек своей пользы не понимает.

    Пожив в деревне и ознакомившись с неоспоримою важностью рубля серебром, начинаешь соглашаться с мнением относительно людей, не понимающих своей пользы.

    Часть 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    Часть 2: 1 2 3 4 5 6 7 8
    Часть 3: 1 2 3 4 5
    1 2 3 4 5
    Часть 5: 1 2 3 4 5 6 7
    Часть 6: 1 2 3 4 5
    Часть 7: 1 2 3 4 5 6 7
    1 2 3 4 5 6 7
    1 2 3 4
    Приложения
    Примечания
    Раздел сайта: