• Приглашаем посетить наш сайт
    Бальмонт (balmont.lit-info.ru)
  • Из деревенского дневника. Часть 6. Глава 3.

    Часть 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    Часть 2: 1 2 3 4 5 6 7 8
    Часть 3: 1 2 3 4 5
    Часть 4: 1 2 3 4 5
    Часть 5: 1 2 3 4 5 6 7
    Часть 6: 1 2 3 4 5
    Часть 7: 1 2 3 4 5 6 7
    Часть 8: 1 2 3 4 5 6 7
    Часть 9: 1 2 3 4
    Приложения
    Примечания

    3

    - "Всех оправдали!" - сказал мне рассказчик. Что же это за люди, что это вообще за существа, которых можно истязать, убивать и за все это получать только одобрение? "Так! так и надо!" - говорит совершенно по совести всякий обыватель. "Нет, не виновны!" - говорит совершенно по совести суд присяжных... Злодейство, беспощадность злодейства, выразителями которого являются два убитых человека, не подлежит сомнению; но, по всеобщему "совестливому" мнению, никаких иных средств для острастки злодеев, кроме истязания, нет. Спрашивается: из каких таких источников выходят люди, способные заниматься такими злодейскими делами; откуда родятся эти разорители, эти грабители крестьянского хозяйства? Ведь не валятся же они с неба, ведь не родятся же они исключительно с злодейскими помыслами? Ведь хотя убийство двух злодеев и санкционировано совестью господ убийц и господ судей, но ведь и господа конокрады также могли бы представить кое-какие соображения в объяснение своей злодейской совести, и, вероятно, представили бы, если бы их заблаговременно не ухлопали.

    Размышляя таким образом, я невольно пришел к вопросу: откуда берется и как делается такой удивительный, ожесточенный, бесстыдный сорт людей, которых можно раздавить, как клопов, и чувствовать себя при этом совершенно невиновным?

    При первом же свидании с рассказчиком истории убиения я спросил его:

    - А кто такой этот Федюшка?

    - Который-с?

    - А вот которого убили-то, конокрад?

    - О-о, этот? Этот наш, сычовский, наш, наш... Этот-то наш. А вот другой-то, так и не вызнали, чей... Больше ничего, знаем - черномазый... Ну, а Федюшка - точно наш!

    - Кто ж он такой? Есть у него отец, мать?

    - А вот как надобно на это вам ответить. Есть, следовательно, Федюшка сирота... Принесла его одна, стало быть, девица... И выйди потом эта самая девица замуж.. Попался человек, не посмотрел на грех, согласен был взять и с ребенком; ну только узнал об этом старик-родитель, от ребенка отказался. "Отдай, говорит, ребенка в люди, тогда приму в дом, не отдашь - не надо мне тебя". Ну, сами знаете, дело родительское, сурьезное... Хорошо, как переговоришь родителя,- твое счастье; ну, а как попадется родитель-то Из крепких, тут уж из его слова не выбьешься... Вы не знаете ли, тут у нас на деревне мужик, Емельяном звать?

    - Нет, не знаю...

    по праздникам... Этого-то человека! Да он и без чужого хлеба своего бы добывал в полных размерах, ежели бы был посурьезнее, а то ну-ко - с сумкой по деревне шатается... Смотреть-то, я вам доложу, стыд чистый... А почему? Главная причина - нельзя родительского благословения забывать; надобно родителей почитать... Положим, так сказать, каков родитель. Иного родителя, надо прямо говорить, и слушать бы незачем; вот хоть бы Емелькина отца, судите сами: разленился старикашка, ни на что не похоже... Вдовый он, и один, у него сын Емелька. Покуда сын-то подрастал, ничего: был человек, бился по-христиански, один сам собой все хозяйство правил; а как вырос Емелька, как женил его - лег на печь, "не мое, мол, дело", и зачал канальский старик сластить...

    - То есть как же так?

    хрыча, и звания нет, чтобы продать или что-нибудь для дому, - куда! все сам съест! Вот это самое и есть, что я вам сказал: - себе сластит... Ну а где уж одному женатому с семьей справиться?.. Чем бы с печки-то слезть да помочь сыну, а он ему - "иди, говорит, по миру, собирай!.." Ну и идет... потому родительское слово свято... Не послухай его, "прокляну", скажет; ну а ведь это, уж сами судите, довольно будет вредно нашему брату... Так-то вот.

    "Это я к тому говорю, - продолжал рассказчик, - что вот и Федюшкин-то вотчим из послушных был... Против родителя не осмеливался... Да и мать-то Федюшкина тоже... то есть куда ж, позвольте спросить, деться ей с этакой, например, прикупкой? Хорошо еще самоё-то берут, не бросают, и то еще надо дорожить, что нашелся добрый человек... Вот мать-то и отдала Федюшку к тетке: была у ней старушка-тетка... бездетная... Отдать-то отдала, да не дал ей господь веку - через два года и померла. Остался Федюшка сиротой. Покуда жива была тетка, ну кое-как да кое-как перебивался, рос... а эдак с седьмого или восьмого года и побираться стал... Ну уж тут, конечно, житье не легкое: дадут шапку - в шапке пойдешь, не дадут - гуляй без шапки... Хорошо, коли ночевать пустят, - ну ночуешь, а как не случится где приткнуться - и так где-нибудь, на вольном воздухе ночь скоротаешь... Ну, однакож надо сказать прямо, у нас этого нет, чтобы прочь гнать, и пожалуй что без ночлегу Федюшке жить не приходилось. Вот через это самое, как я полагаю, он и избаловался: сегодня здесь ночует, завтра там, поутру проснулся, ушел, никто не смотрит, не видит, всякий идет по своему делу... вот от этого-то самого и повадился наш молодец побаловываться. Там, изволите видеть, чулки, например, сухонькие наденет, там рукавички оставит, которые похуже, а которые потеплее - себе возьмет. Таким манером постепенно... Стали замечать. Допрашивать иной раз принимались, да на беду мальчонка-то был боек, востер - всё ему спускали...

    "

    "- Я, - говорит.

    "- Как же так, шельмецкий ты сын? Это не порядок... За это, знаешь?

    "- А холодно, - говорит, - дяденька!..

    "Потреплешь его за вихор, и будет: что с него возьмешь? - сирота!

    "Таким манером и приучился мальчонка побаловываться... Пробовал было он в подпаски наниматься, да недолго нажил... Не понравилось, видно, по ночам не спать, сбежал...

    "На моей памяти и дело-то это было. Ехал я в город за кладью - кладь мы возили к одному барину в имение... - Еду так-то, гляжу - Федор. Армячишко на нем длинный-предлинный, босиком, шапка эва - какая, гора Голгофа настоящая, с перьями, генеральская, и палка. Дует парень по грязи, ножонками-то своими молотит во всю, то есть, мочь.

    "- Куда, мол?

    "- В город, - говорит, - подвези, мол, меня, дяденька...

    "- Ай ты от пастуха-то сбег?

    "Посадил его.

    "- Сбег, - говорит.

    "- Что так?

    "- Больно худая жизнь, - говорит. - Бьет пастух-то. Лют.

    "- Куда ж ты это в город бежишь?

    "- А в сиротское, - говорит, - призрение.

    "- Это что ж такое сиротское призрение? Что-то, - говорю, - будто не слыхал я этакого призрения-то... Что ж оно такое?

    "- А это, - говорит, - здание... большое-пребольшое, и всё сироты в нем... двадцать тысяч сирот, безродных, без отца, без матери. Царь сделал. И всех кормят на царский счет, и у каждого свой сундук, и одежда каждому идет от царя. А по двадцатому году всех сирот женят, и идут они в царские крестьяне... И земли дают тем крестьянам, и дома, и скотину; одно слово - живи не тужи.

    "- Это, - говорю,- хорошо, ежели правда.

    "- Это, - говорит, - верно: мне. верные люди сказывали...

    "- Ну коли верно, дай, мол, бог тебе счастья... Только что, - говорю, - навряд, например...

    "- Нет, - говорит, - это верно...

    "- Может,- говорю, - местов нет?..

    "- Ну вот - нет! Это вот какой домино - с версту. - И почал он мне опять расписывать, расхваливать.

    "- Ладно, ладно, - говорю, - ступай с богом.

    "Привез я его в город; мне, стало быть, на станции оставаться, а ему в это самое здание бежать. Побег. Хватился я после - одного мешка нету! "Ах, думаю, шельмец этакой, как ловко стянул, и не в примету даже". Ну, думаю, господь с ним...

    "Так он и пропал, невесть куда. И забыли было о нем. Только через полгода этак места приходит ко мне наш писарь:

    "- Запрягай, - говорит, - Родион, лошадь: в волость требуют по делу. - А в то время, надо сказать, состоял я в правленских ямщиках.

    "- Какие, - говорю, - дела там у вас?

    "- Требуют, - бает, - личность удостоверять... Обозначилось, например, лицо, и что оно есть за лицо такое- никому неизвестно.

    "- Ладно!

    "Поехали. Приезжаем, глядь, на крыльце Федька трется.

    "- Уж не ты ли, - говорю, - Федор, личность-то самая есть?

    "- Я,- говорит...

    "- Ах ты, - говорю, - шут гороховый.

    "И писарь-то тоже смеялся: все был мальчонка, а тут эва что - личность!

    "- Ты, - говорю, - как же это, личность ты этакая, мешок-то у меня украл?

    "- Есть,- говорит, - нечего было. Продал за пятнадцать копеек.

    "- Ну а здание-то, - спрашиваю, - разыскал ли?

    "- Обман! - говорит.

    "- Что ты?

    "- Право слово. Я, - бает, - в острог попал: думал, пойду в самый большой дом, а это острог... Как узнал я, - говорит, - что это острог, - бегом. Суток трое побирался, потом в часть взяли, а из части в острог, а из острога сюда, домой.

    "- Зачем, мол, тебя домой-то?

    "- А я, - бает, - почем знаю, по этапу!

    "А между прочим надет на нем новый армяк... Поглядел я, думаю: "Недаром, поди, в остроге сидел", потому откуда у него армяку взяться? да еще новый армяк-то, целковых, поди, под десяток...

    "- Чей, мол, армяк-то?

    "- Известно, мой!

    "И смеется...

    "Н-ну, прочитал нам в волости писарь бумагу, спросил про Федюшку. "Ваш ли, мол?" - "Наш!" говорим. "А коли ваш - везите его домой..." Например, на место жительства водворить. Расписались, повезли. Едем мы дорогою-то, и думается мне: "Ведь пропадает парень-то, право, пропадает... Полгода в остроге просидеть - не шутка; чему не научат!" И жалковато мне его стало. Чуяло мое сердце, не по хорошей дороге пошел мальчонка. А он и в ус не дует, и горя мало. Прибауток нахватался, сквернословит, например, потешает нас с писарем... Да что еще, какую удрал, анафема, штуку!.. Пошел, изволишь видеть, дождичек, и довольно даже порядочный... Вот писарь-то и говорит: "Дай, говорит, Федюнька, мне твоим армячком накрыться..." Дал: "накройся, говорит, старичок, ничего, накрывайся". Накрыл тот голову - едем... Много ли, мало ли проехали, уж это у меня из памяти вышло, только Федюнька и говорит: "А что, говорит, писарь, я тебе скажу - ведь в армяке-то у меня что зверья этого самого... Заедят они тебя..." Услыхал писарь - долой армяк, ну рукой-то чистить и спину и воротник: "ах ты, пострел! что не сказал?.." А Федюнька взял армяк, закутался и поехал. Всю дорогу писарь мокнул на дожде. До костей его пробрало. Только уж потом, как до дому добрались, Федька-то и загоготал: "Это я, говорит, шутку с писарем-то сшутил"... Ну, каково это покажется? Этакая шельма стал!.. Ну привезли мы его. Водворили..."

    - Да куда ж его водворить? Приехали - ну и слезай с телеги, вот те и весь сказ...

    - То есть как же это: - привезли в деревню и оставили на улице?

    - Зачем на улице? Привезли, значит, ну и ступай с богом!

    - То есть куда же - "ступай"?

    - не всякий-то с охотой... "Тесно, мол, поди к соседу..." А у соседа - тоже не просторно... Уж тут пошел другой разговор. Повертелся он у нас на деревне-то так с неделю, да и слимонил у кабатчика полтину меди да ковшик железный и опять убежал... С тех пор только уж годов через шесть я его увидал, как в конокрадах его изловили... И правду сказать, не узнал: и вырос, и бороденка обозначилась... Так он и жизнь кончил...

    - "Медку бы"! - напомнил я.

    - Дд-а! вот поди ты... Меду захотел!.. И с чего это?.. видно, ложилось не больно сладко...

    Часть 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    Часть 2: 1 2 3 4 5 6 7 8
    1 2 3 4 5
    Часть 4: 1 2 3 4 5
    Часть 5: 1 2 3 4 5 6 7
    1 2 3 4 5
    Часть 7: 1 2 3 4 5 6 7
    1 2 3 4 5 6 7
    Часть 9: 1 2 3 4
    Приложения
    Примечания
    Раздел сайта: