• Приглашаем посетить наш сайт
    Брюсов (bryusov.lit-info.ru)
  • Из деревенского дневника. Часть 9. Глава 1.

    Часть 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    Часть 2: 1 2 3 4 5 6 7 8
    Часть 3: 1 2 3 4 5
    Часть 4: 1 2 3 4 5
    Часть 5: 1 2 3 4 5 6 7
    Часть 6: 1 2 3 4 5
    Часть 7: 1 2 3 4 5 6 7
    Часть 8: 1 2 3 4 5 6 7
    Часть 9: 1 2 3 4
    Приложения
    Примечания

    IX

    Лечебник от всех болезней, помощник и указатель во всех житейских бедах, несчастиях и затруднениях.

    1

    А покуда деятельность Андрей Васильевичей не только не признана вполне законной, вполне необходимой, не только не поддержана, а напротив - даже и в деревне, известной частью деревенского населения, считается вредною, так как мешает свободному проявлению звериных наклонностей, - до тех пор народ наш должен обходиться "своими средствами", облегчать затруднения жизни собственными силами, своею выдумкой, пользуясь тем материалом, который под руками, тут рядом, "округ дому". Плох и мал этот материал, а забот, печалей, затруднений - выше головы!..

    Позволим себе познакомить читателя с одним, чисто народным литературным произведением, которое, как нам кажется, лучше всяких сочувственных народу монологов даст нам возможность видеть как ту необъятную массу неудовлетворенных, гнетущих народную жизнь печалей и забот, так и те ничтожные "средствия", с помощью которых он должен от этих нужд обороняться.

    В наших руках находится большой рукописный "Лечебник", содержащий в себе описание восьмидесяти двух трав, с указанием болезней, в которых они употребляются, способа приготовления и употребления. Книга эта есть, несомненно, произведение народного ума, ибо ученые доктора явились в народной среде весьма недавно, и народ должен был сам лечить себя, сам создавать свою медицину. Нет ни малейшего сомнения в том, что и теперь, сию минуту, такого рода рукописные лечебники пользуются большим значением и в немалом кругу народной массы, так как и до сих пор еще в очень многих местностях слова: "доктор" и в особенности "лазарет" пользуются не весьма большими симпатиями народа.

    Про "лазаретные" порядки, например, в народе рассказывается даже сию минуту множество легенд самого нерасполагающего свойства. То будто бы отпилят ногу не тому, кому следует, то будто бы живых хоронят. Рассказ о покойнике, очнувшемся в гробу, после того как из лазарета перенесли его в церковь, почти повсеместен. Громадная масса народа и до сих пор лечится собственными средствами. Но, кроме предрассудков к докторам, результата старых порядков, когда и с больницей-то приходилось знакомиться чуть ли только не в остроге, - предрассудков, правда немедленно же рассеивающихся при мало-мальски добросовестном и внимательном отношении врача к больному, - народные лекарства и народные средства продолжают пользоваться в народе авторитетом еще и потому, что особенные условия жизни народа и главным образом земледельческого труда вырабатывают недуги, иной раз гораздо лучше излечиваемые местными средствами, чем средствами, указываемыми медицинской наукой. Укажем хоть на весьма распространенную в земледельческих массах болезнь глаз. Трепание льна, засоряющего поминутно глаза работникам, или жнитво, когда тонкие усы колоса очень часто попадают в глаз, - все это гораздо лучше вылечивается в деревне, чем в лазарете. Поди в лазарет, доктор начнет "пущать капли", а деревенская баба-знахарка возьмет толстую иглу, завернет на нее веку глаза и языком снимет соринку. Словом, при земледельческом труде есть такого рода недуги, которые понятны врачу только тогда, когда он хорошо знаком с этим трудом и знает сопровождающие его случайности. В видах всего этого такая книга, как народный лечебник, не может не иметь значения для всех интересующихся народом, потому что это - коллективное создание народного ума, многие годы работавшего самостоятельно над известной областью знания.

    А что лечебник, находящийся в наших руках, именно такое народное произведение - это доказывает, положим, хоть следующее чисто национальное средствие. "петров крест", причем оказывается, что травой этой "хорошо" присыпать "сечоное место", причем "это место" боли никакой не будет чувствовать, "и еще того лучше", если иметь эту траву при себе (должно думать, во время экзекуций), то, по буквальному выражению лечебника, "как хочешь секи по этому месту, то ничего не будет"! не в состоянии указать какого-либо средства против "секи, как хочешь!" именно потому, что уже ни у кого в свете, кроме русского человека, не может быть такой странной болезни, как "сечоное место". Положим, что размеры этой недавней эпидемии в настоящее время значительно сократились; но практика волостных судов все-таки поддерживает ее в таких размерах, которые не позволяют считать вышеописанного "средствия" анахронизмом. Напротив, всякому крещеному человеку недурно про всяк час запастись чудодейственной травой. Это обстоятельство, между прочим, доказывает, что лечебник не утратил значения и в настоящие дни; кроме того, то же самое подтверждает и то, что некоторые из лекарств, поименованных в лечебнике, даются в кофее, что уже прямо указывает на то, что к содействию его прибегают люди наисовременнейшие. Итак, книга, про которую мы говорим, есть чисто народное произведение, и притом такое, которое имеет значение в народе в самое последнее время.

    Часть 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    Часть 2: 1 2 3 4 5 6 7 8
    Часть 3: 1 2 3 4 5
    Часть 4: 1 2 3 4 5
    1 2 3 4 5 6 7
    Часть 6: 1 2 3 4 5
    Часть 7: 1 2 3 4 5 6 7
    1 2 3 4 5 6 7
    Часть 9: 1 2 3 4
    Приложения
    Примечания