• Приглашаем посетить наш сайт
    Чуковский (chukovskiy.lit-info.ru)
  • Из деревенского дневника. Часть 9. Глава 2.

    Часть 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    Часть 2: 1 2 3 4 5 6 7 8
    Часть 3: 1 2 3 4 5
    Часть 4: 1 2 3 4 5
    Часть 5: 1 2 3 4 5 6 7
    Часть 6: 1 2 3 4 5
    Часть 7: 1 2 3 4 5 6 7
    Часть 8: 1 2 3 4 5 6 7
    Часть 9: 1 2 3 4
    Приложения
    Примечания

    2

    Книга эта, состоящая более чем из двухсот страниц, переписана самым тщательным писарским почерком и разделена на две части. Первая часть начинается таким предисловием: "Благослови, матушка сырая земля, меня, раба божия, своего плода уродиться и прокормиться, трав употребить, корения укопать, к чему которая трава угодна, на то употребить". И затем следует описание восьмидесяти двух трав и цветов. Во второй части помещены "приговоры", с которыми следует употреблять травы, чтобы они действовали, и указаны способы приготовления.

    На первый взгляд как описания трав, так и приговоры к ним ничего, кроме глубочайшей скуки, не представляют. Вот, например, трава муравей: "растет в дятловине; сама мала; едва может мудрый человек найти. Листочки на ней четыре, крестиком; посреди листочков - что иголочка красновата". Или вот трава матица: "растет на раменских (высоких) местах; ростом мала; листочки кругленькие, что капуста, с одной стороны гладка, с другой - мохната" и т. д. Мы давали этот лечебник в аптеку, и там в течение месяца по этим описаниям могли разыскать латинские названия только пяти средств, да и то не по описаниям лечебника, а по тем болезням, от которых средство дается. Точно так же и приговоры: решительно неизвестно, почему при употреблении одной травы читается "Отче наш", а при употреблении другой - псалом 102, Символ веры молитва богородице; почему в одном случае молитвы читаются по разу, а в других по три и, наконец, по двенадцати. Все это прописано без всяких объяснений и в общей сложности производит глубочайшую зевоту с двух-трех описаний.

    Но, преодолев неинтересность этого чтения и дочитав книгу до конца, вы будете неожиданно глубочайшим образом заинтересованы. Исчезают из вашей памяти описания трав, приговоры, молитвы, а вместо этого пред вами неожиданно возникает полнейшая до мельчайших подробностей картина беспомощности, в которой живет простой русский человек. Вместо непонятно описанных трав и молитв перед вами раскрывается весь обиход жизни темного человека, с такою массою нужд буквально на каждом шагу, нужд, требующих именно самого широкого знания, заменяемого теперь корнями, приговорами, травами...

    Собственно физических болезней в лечебнике поименовано весьма мало. Корень, ядро физических недугов, сосредоточивается главным образом в "порче", и этот необъяснимый и непонятный недуг встречается под множеством также непонятных наименований: "порчи смертной", "смертной скорби", "черной порчи", "злой смертной порчи", "нечистой порчи", "черной немочи". Очевидно, что под этими непонятными определениями должна заключаться целая масса недугов, которые крестьянским умом не определены в точности и которым поэтому помогают почти все травы. Затем болезни, более или менее известные и в медицине под тем же названием, как и в народном лечебнике, весьма немногочисленны; например: грыжа, сумасшествие (ум рушится), пьянство, глисты, удушье, болезнь глаз ("прель глазам") - вот почти все, и количество лекарств против этих весьма распространенных болезней крайне незначительно - по одному, много по два средства указано в лечебнике. Многочисленные болезни детей также почти не подразделены; там, где дело касается детей, лечебник, не обозначая определенного недуга, просто говорит - что именно "хорошо" давать детям, когда плачут, "жалуются". Впрочем, к числу детских болезней отнесен "бред по ночам", который лечится теми же средствами, что и сумасшествие у взрослых, и отмечен какой-то странный детский недуг - "бессонница от страха". Вот в общих чертах физические страдания, излечиваемые по указанию лечебника. {Кстати сказать, лекарства принимаются не на тощий желудок, а на тощее сердце, и болезнь не "проходит" от лекарства, а лекарство "выгоняет ее вон".} За исключением лихорадки, которая имеет три подразделения и наименования, все обуревающие народ физические недуги, во-первых, весьма немногочисленны, а во-вторых, крайне поверхностно определены.

    восемьдесят две травы, излечивающие все поименованные недуги физические, что они же помогают простому человеку решительно на всех путях его жизни, при всевозможных житейских затруднениях, во всевозможных жизненных столкновениях, словом - во всех отношениях человеческих, семейных, общественных; облегчают ему бесчисленные затруднения - и это всё те же самые восемьдесят две травы!

    Есть травы, положительно обремененные всевозможными народными нуждами, которым они должны удовлетворять, бедами, в которых должны помогать. Вот, например, трава царевы очи (растет на болотинах, ростом с иглу, собою красненька, цветок имеет наверху, тоненькая и маленькая). Эта трава помогает, во-первых - в доме чтобы все было благополучно; во-вторых - скотина не хворает, ежели держать ее в хлеву в сухой чистой тряпке; в-третьих - хороша, когда идешь на суд, "то все будет хорошо", и начальники будут добры; в-четвертых - от этой травы, если ее держать на пчельнике в чистой тряпке, водятся пчелы; в-пятых - хороша тому человеку, который верхом ездит; в-шестых - отправляясь в путь-дорогу, эту траву хорошо иметь при себе: никто не ограбит, не убьет; в-седьмых "возьми эту траву, когда пойдешь в церковь под венец, и держи ее, когда будут венчать, а после этого держи близко около себя - тогда будешь жить с женою хорошо, и она будет тебя слушаться, во всем уважать и бояться"; в-восьмых - эта же трава "пользует", ежели хочешь быть "славен пред вельможами".

    Или еще лучше: трава адамова голова (растет кустиками при болотах и раменских местах, цвет рудожелт, кувшинцами, а листов на ней девять, или двенадцать, или девятнадцать, а принимать ее через серебро и золото, {Через серебро и золото - значит, что на руках должны быть золотые или серебряные кольца.} на Аграфену купальницу); эта трава, во-первых, помогает против "порчи смертныя"; во-вторых, хороша для бездетных: если ее пить, как указано, то будут дети, сначала мальчик, потом девочка, а больше двух не будет; в-третьих, пользует перед начальниками.

    Точно так же удивительно во многих случаях помогает трава синь. Она лечит от "болезни черныя" и "смертныя болезни". Иметь ее при себе - вода не принимает, не утонешь. Мельникам хорошо ее иметь, когда устраивают плотины, - не прорывает; хорошо ее иметь человеку, которому надо высоко подниматься (каменщики, штукатуры): "не страшно, оказывает тогда, как на земле, и страха никакого нет". От сумасшествия, от искалечения ног, от злой смерти и при постройке дома помогает одна и та же трава - плакун; она же хороша и для скота, когда он заболевает известною болезнью - "головокружением" (скот вертится).

    Таким образом, оказывается, что, рассматривая этот лечебник, как собрание народных сведений о медицине, мы ничего не найдем в нем, кроме скуки. Любой современный фельдшер превосходит в этом отношении народную мудрость неизмеримо. Очевидно, что народное выражение "либо пахать, либо книги писать" - оказывается как нельзя более справедливым, и книги хорошие пишутся не теми, кто всю жизнь бьется в поте лица из-за куска хлеба; но, с другой стороны, этот же лечебник достоин величайшего внимания, как собрание великого множества таких затруднений, страхов, мук и желаний, которые могут быть рассеяны или удовлетворены только самыми многосторонними знаниями. При настоящих же условиях, как видим, народ справляется с помощью восьмидесяти двух трав.

    А знать он хочет ужасно много, даже более: он желает знать решительно все. бесовец. "Трава эта растет в воде, а корень ее - в земле. Сама противу воды стоит; перо - что сабля, корень внутри пустой и цвет у корня желт". "Траву эту, - сказано в лечебнике,- доставать умеючи, с приговором; если знаешь приговор - тогда достанешь, если нет - то погибнешь!" Приговор же к этой траве в высшей степени любопытен. Прежде, нежели произносить его, надобно снять с себя крест и положить его под левую пятку. Это надобно делать в ночное время, чтобы никого кругом тебя и близко не было, и только после этих предосторожностей надобно говорить (держа корень травы в руке) следующее: "встану я, раб, не благословясь, пойду, не перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, в чистое поле, под частые звезды, под светлый месяц, на окиан-море, на Сионские горы; на тех на Сионских горах стоит дубище, на том дубище сидит Помоги мне (имя), сатана-сатанище, узнать, разузнать, что я хочу, что у тебя прошу. И с этой бы травой ходить мне и гулять и чтобы все знать от крещеных людей, от бояр и купцов". "И тогда,- говорит лечебник: - "

    Но, как видно уж из самого существования лечебника, корень этот редко попадает в народные руки. Тот же лечебник говорит, что едва простой человек задумал обзавестись своим домом, жить своим хозяйством, словом - едва началась постройка жилья, как уж является враг, с которым надобно бороться. Нечистая сила подкапывается под дом, лезет в хлев, сверлит в плотине дыру; словом - беды возникают со всех сторон, и лечебник немедленно предлагает средствия: "траву - царь Сирхамит, траву - веревку, муравей".

    Кой-как, набив травами весь передний угол под образами, заткнув ее в чистой тряпке и "темном месте", на плотине, в хлеву и т. д., человек начинает жить. Но мало ли что в жизни человеческой бывает: оказывается, положим, что в новом доме и новой семье неблагополучно по части семейных отношений... Как узнать, что жена думает о муже, какие у нее на уме мысли? Муж - человек недосужный; он то работает с утра до вечера, то в отъезде, то на мельнице; ему, придя домой с работы, в пору поесть да лечь спать; ему некогда наблюдать за каждым шагом своей жены, за выражением ее лица. Опять есть средствие - трава белец: если эту траву положить жене в головы к левому боку, то она все скажет, и что думает - и то даже выскажет все, до последнего слова.

    и безобразием: надо подсыпать в вино хмелю с приговором - и тогда никакого шума и драки не будет. Есть средства также для того, чтобы самому, идя в гости, не набуянить и не натворить невесть чего в пьяном виде. Корень с приговором помогает и этому.

    Но, чтобы жить домом, содержать семью, водить компанию, нужно вырабатывать деньги - и тут есть средства, облегчающие добычу, и притом по профессиям: так, мельникам помогает трава палочник, от которой "на мельнице будет много "; пивоварам подсобляет "пасочник"; он же хорош для прибытка и винокурам: все дело - держать при себе, а брать - с приговором. Есть указания для мореходов, для охотников, даже для воров... Против воров также есть средство: есть такая трава (нова дружба), наступив на которую вор не двинется с места; но есть и для этих несчастных поддержка и указание (также есть указания и о том, как "портить" человека). Указание и помощь дает трава муравей, про которую сказано: "эта трава хороша для злых дел, но не добрых"; "сыскать эту траву очень мудрено, потому что очень мала, едва рассмотреть можно, и надобно иметь большое старание". Затем с истинно детскою наивностью говорится так: "эта трава тому, кто хочет что украсть из-под замка... то никто не увидит". Ворам даже особенно посчастливилось насчет указаний. Собаки, как известно, весьма вредят ворам, но и против них есть трава гнида,

    Но мало жить только затем, чтобы наживать деньги. Жить приходится в людском обществе, причем простой человек, желающий устроить жизнь "по-хорошему", страшно нуждается в том, чтобы его любили, уважали, чтобы не были злы на него, чтобы враги превратились в друзей. И замечательно, что, в то время когда для исцеления серьезных физических недугов народный лечебник предлагает одно, много два средства, - потребность "чести", уважения, любви, внимания, снисходительности, должно быть, так велика в простом человеке, живущем среди "чужих людей", что лечебник для облегчения предлагает множество средств.

    Чтобы любили, почитали, были внимательны - помогают пять разных трав: "любишь", "царь Сирхамит", "царевы очи", "адамова голова", "солнечник". Про траву любишь сказано, что "носить ее с собою - то люди будут любить и не будут зла помнить"; а в приговорах к ней добавлено, что "эта трава хороша, когда пойдешь к каким людям, или где живешь - то имей ее при себе, и когда пойдешь (к людям), то возьми ее и проговори три раза: "как сия трава по имени хороша и знатна, так бы и я, раб божий, между боярами и купцами и всеми добрыми людьми был хорош, знатен, и ныне и присно" и т. д. Приговоры в том же роде, но местами - более сильно выраженные, местами - менее, присоединены ко всем вышеуказанным травам, которые употребляются в самых разнообразных видах: то подкладываются в питье, то держатся в руке, под рубахой. И все это делается не потому, чтобы человеку нужна была любовь и внимательность того или другого лица, но потому, что ему вообще нужны мягкие, добрые людские отношения, чтобы его не слишком уж донимали "чужие люди"...

    Часть 1: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
    1 2 3 4 5 6 7 8
    Часть 3: 1 2 3 4 5
    Часть 4: 1 2 3 4 5
    Часть 5: 1 2 3 4 5 6 7
    Часть 6: 1 2 3 4 5
    1 2 3 4 5 6 7
    1 2 3 4 5 6 7
    Часть 9: 1 2 3 4
    Приложения
    Примечания
    Раздел сайта: